Впервые фамилия «Янкович» встречается в 4-м номере чигоринского «Шахматного Вестника», за 1886 год. Тогда студент математического факультета Харьковского университета стал одним из победителей конкурса решения шахматных задач и этюдов.
Одновременно (о чем также сообщил данный номер журнала) –
«В предложенном нашим журналом
Что же это был за «специальный турнир»?
Впервые фамилия «Янкович» встречается в 4-м номере чигоринского «Шахматного Вестника», за 1886 год. Тогда студент математического факультета Харьковского университета стал одним из победителей конкурса решения шахматных задач и этюдов.
Одновременно (о чем также сообщил данный номер журнала) –
«В предложенном нашим журналом
Что же это был за «специальный турнир»?
Его идея принадлежала известному петербургскому шахматисту,
вышеупомянутому П.Ю.Арнольду. В письме в Редакцию «Шахматного Вестника»
«В нашей игре, как известно, есть некоторые дебюты, литература которых дает много разнообразных, очень сильных и нередко весьма красивых атак (напр. в гамбитах Эванса, Альгайера, Муцио, Стейница, Северном и пр.); но известные анализы и партии, надо полагать, далеко еще не исчерпывают всех возможных в данном дебюте вариантов…
Ввиду этих соображений и принимая во внимание, что игра по переписке дает много шансов играющим вести партии более серьезно и обдуманно, - не признаете ли вы возможным устроить специальный шахматный турнир по переписке, т.е. такой, в котором все участвующие играли бы между собою обязательно одним или двумя какими-либо дебютами?»
Эта идея пришлась по душе редактору «Шахматного Вестника» Михаилу Ивановичу Чигорину. Вместе с
1-я группа:
2-я группа:
На последнем из перечисленных участников следует остановиться особо.
Академик А.А. Марков
Андрей Андреевич Марков (1856-1922) – выдающийся русский математик, академик.
Основные работы относятся к области теории вероятностей, теории чисел и математического анализа. С именем
Специальный турнир «Шахматного Вестника», о котором идет речь, –
завершился блестящей победой
В параллельных поединках с шахматистами из 2-й группы победил Борис Янкович! Он набрал 8 очков из 12 возможных. В матче Марков-Янкович счет оказался равным – 1:1. На шахматной доске математик-студент не дрогнул перед математиком-профессором!
Б. Янкович – А. Марков
Специальный турнир по переписке журнала «Шахматный Вестник», 1886-1887
Гамбит Эванса
Судя по накопленным к тому времени, весьма отрывочным данным, взятие еще одной пешки обрекало черных, отставших в развитии, на трудную защиту. Что ж, «испытательный» характер многих поединков турнира, диктовал участникам необходимость дополнительной проверки – в тех или иных вариантах – как «меча», так и «щита». Забегая вперед, отметим, что в данной партии «меч» оказался сильнее.
8.Фb3 Фf6.
В случае 8…Фе7 могло последовать
Белые благоразумно воздерживаются от поспешного
22.Kf6+!
Этот красивый удар позволяет белым разрушить пешечное прикрытие черного короля и окончательно склонить «чашу весов» в свою пользу.
На «естественный» отскок коня, например,
Черные сдались.
* * *
Переехав в наш город из Харькова, приблизительно на рубеже 80-90-х годов позапрошлого века, Борис Алексеевич Янкович стал «ростовцем». Им он и остался до конца своей жизни…
Немногие русские шахматисты имели в своей творческой биографии матчи, сыгранные со вторым шахматистом России – Эммануилом Степановичем Шифферсом.
Э.С. Шифферс
У Бориса Алексеевича Янковича таких матчей было целых два – в 1894-м и 1895-м годах. О предыстории этих поединков и ходе спортивной борьбы в эпохальных (с точки зрения шахматного Ростова) матчах – русские шахматисты узнавали, читая
«Шахматный журнал», редактором которого в 1894 г. стал
1 Известный донской купец и землевладелец, шахматный меценат
Стараниями ревностного любителя шахматной игры в Донской области, сгруппировавшего около себя шахматный кружок и устраивающего местные турниры, Михаила Михайловича Жеребцова1, тамошнего помещика, организован матч между
Матч играется до 10 выигранных партий, причем ничьи считаются за ½.
2 Ныне – село Шалаевка Кашарского района Ростовской области.
Каждый день сыгрывается одна партия. Время на обдумывание – 15 ходов в час. Матч начался в Каменке у г.Жеребцова , близ ст. Шелаевской2 Области Войска Донского, но уже с 3-й партии он продолжался в Ростове-на-Дону.
Ввиду малого времени для подписки на этот матч на ставку, условия игры следующие:
Матч выигран Шифферсом 13 июля с.г.
Шифферс выиграл 9 партий, проиграл 6 и 2 были ничьи».
Эти слова, написанные 124 года назад, нуждаются в некоторой детализации, касающейся хода самого матча. На старте вперед вышел Э.Шифферс – после поражения в первом поединке последовали три победы подряд. Затем «хозяин поля» начал выправлять положение; после 10-й партии счет был уже равным – 5:5. Вероятно, перелом в ходе борьбы наступил в следующей, 11-й партии. По дебюту черные (Шифферс) получили некоторое преимущество. Белые, однако, красиво пожертвовали фигуру и значительно активизировали свои силы. Произошли размены, предвещавшие вероятный мирный исход. И здесь Янкович грубо ошибся, потерял качество и вскоре вынужден был сдаться. В оставшихся поединках «ростовец», все же, одержал еще одну победу, но… потерпел три поражения. Итоговый результат всего матча (10:7 в пользу Шифферса) не в полной мере отразил примерное равенство сил, весьма почетное для донского шахматиста.
Следующая партия (фактически – миниатюра) – характеризует его, как отличного тактика.
Б. Янкович – Э. Шифферс
7-я партия матча, Ростов н/Д, 4 июля 1894 г.
Сицилианская защита
На 13…Kb3 могло быть
Лучше было 20…h6, хотя и тогда после 21.Kh3 белые сохраняют атаку.
Черные сдались.
Примечания Э.С. Шифферса
Скупые примечания победителя матча не дают полного представления об этой замечательной партии, в которой белые, в ответ на рискованную «ферзево-коневую» вылазку черных на ферзевом фланге, провели образцовую «маленькую комбинацию», завершившуюся «тихим» продвижением пешки. Заключительная позиция заслуживает диаграммы:
* * *
О втором матче Э.Шифферса с Б.Янковичем (в 1895 г.) известно значительно меньше. Различные справочные издания говорят о том, что он завершился со счетом +7-2=0 в пользу высокого гостя из Санкт-Петербурга. Не более лаконична и наша «родная» газета «Приазовский край». В номере от 11 апреля 1895-го года читаем:
«Шахматное состязание межу
Пребывание столичного маэстро в Астрахани было не очень долгим. Об этом можно судить по заметке, напечатанной в харьковской газете «Южный край» 21 апреля того же года:
«В среду, 19 апреля, утром в Харькове проездом остановился известный шахматист
Эммануил Степанович Шифферс, который возвращается в Петербург из
Ростова-на-Дону, где он с блестящим результатом выиграл матч у
После
* * *
Не будучи удовлетворенным качеством фотографии, на которой запечатлены
все участники грандиозного шахматного фестиваля в Бармене-1905 (см. 1-ю часть этих заметок), автор обратился за помощью к г-ну Михаэлю Негеле – шахматному историку
из
№66 – это Борис Алексеевич Янкович (Ростов н/Д, Россия). Между прочим, №76 – это Милан Видмар (Любляна, Австро-Венгрия), тот самый легендарный маэстро, который, спустя 43 года увенчает лавровым венком первого советского Чемпиона Мира –
Конечно, в далеком 1905-м,
Патриарх ростовских шахмат ушел из жизни в 1918 году, оставив о себе добрую память у той категории «ростовцев», которые могли отличить испанскую партию от защиты Филидора. И эта незримая, нематериальная память, эти традиции, спустя годы воплотились в новой волне талантливых донских шахматистов, в блестящей когорте шахматных композиторов, появившихся, казалось бы, на «пустом месте».
Но «свято место пусто не бывает». И сегодня – через 100 лет после ухода Бориса Алексеевича Янковича – мы это хорошо понимаем.
* * *
Источник фото:
http://www.apmath.spbu.ru/ru/misc/markov.html