Шахматы. Ростов. История и современность… Борис Янкович (часть 2)

Впервые фамилия «Янкович» встречается в 4-м номере чигоринского «Шахматного Вестника», за 1886 год. Тогда студент математического факультета Харьковского университета стал одним из победителей конкурса решения шахматных задач и этюдов.

Одновременно (о чем также сообщил данный номер журнала) – Б. Янкович подал заявку не участие в интереснейшем – первом в России (и в мире!) – «специальном тематическом турнире по переписке»:

«В предложенном нашим журналом (Ш.В., №3) специальном турнире по переписке изъявили желание принять участие: П.Ю. Арнольд в С. -Петербурге, А.И. Мясников в Любани, Кн. Н.В. Урусов в Новгороде, М.А. Шабельский и Б. Янкович в Харькове, В.Л. Сокульский на ст. Ярцево и Н.Н. Макшеев в Устюге. Желающих участвовать в турнире покорнейше просим поспешить заявлением. Турнир начнется по получении заявлений не менее, как от 10-ти лиц».


Что же это был за «специальный турнир»?

Впервые фамилия «Янкович» встречается в 4-м номере чигоринского «Шахматного Вестника», за 1886 год. Тогда студент математического факультета Харьковского университета стал одним из победителей конкурса решения шахматных задач и этюдов.

Одновременно (о чем также сообщил данный номер журнала) – Б. Янкович подал заявку не участие в интереснейшем – первом в России (и в мире!) – «специальном тематическом турнире по переписке»:

«В предложенном нашим журналом (Ш.В., №3) специальном турнире по переписке изъявили желание принять участие: П.Ю. Арнольд в С. -Петербурге, А.И. Мясников в Любани, Кн. Н.В. Урусов в Новгороде, М.А. Шабельский и Б. Янкович в Харькове, В.Л. Сокульский на ст. Ярцево и Н.Н. Макшеев в Устюге. Желающих участвовать в турнире покорнейше просим поспешить заявлением. Турнир начнется по получении заявлений не менее, как от 10-ти лиц».


Что же это был за «специальный турнир»?

Его идея принадлежала известному петербургскому шахматисту, вышеупомянутому П.Ю.Арнольду. В письме в Редакцию «Шахматного Вестника» (1886, №3) он писал:

«В нашей игре, как известно, есть некоторые дебюты, литература которых дает много разнообразных, очень сильных и нередко весьма красивых атак (напр. в гамбитах Эванса, Альгайера, Муцио, Стейница, Северном и пр.); но известные анализы и партии, надо полагать, далеко еще не исчерпывают всех возможных в данном дебюте вариантов…

Ввиду этих соображений и принимая во внимание, что игра по переписке дает много шансов играющим вести партии более серьезно и обдуманно, - не признаете ли вы возможным устроить специальный шахматный турнир по переписке, т.е. такой, в котором все участвующие играли бы между собою обязательно одним или двумя какими-либо дебютами?»


Эта идея пришлась по душе редактору «Шахматного Вестника» Михаилу Ивановичу Чигорину. Вместе с П. Арнольдом он не только разработал условия проведения соревнования, но и вызвался быть его арбитром («распорядителем турнира»). 12 шахматистов, заявленных для игры, были разделены на две группы. Каждый участник должен был сыграть (заранее оговоренным дебютом) по две партии (белыми и черными) со всеми шахматистами из другой группы. Игра между представителями одной и той же группы не предусматривалась. Окончательный состав турнира выглядел следующим образом:

1-я группа:
Б. Янкович (Харьков), А. Пассек (Москва), Н. Урусов (Новгород) В. Завихойско-Ляцкий (Вильно), И. Мехержинский (ст.Раздельная), Д. Леви (Вильно).

2-я группа:
М. Шабельский (Харьков), П. Арнольд (Петербург), Н. Макшеев (Устюг), С. Синицын (Петербург), В. Сокульский (ст.Ярцево), А. Марков (Петербург)

На последнем из перечисленных участников следует остановиться особо.

Академик А.А. Марков

Андрей Андреевич Марков (1856-1922) – выдающийся русский математик, академик.
Основные работы относятся к области теории вероятностей, теории чисел и математического анализа. С именем А.А. Маркова связаны такие математические понятия, как Марковская сеть; Марковский источник информации; Марковский момент времени; Марковский процесс; Неравенство Маркова; Цепь Маркова; В 80-90-е годы позапрошлого века – один из сильнейших русских шахматистов, принимавший участие, главным образом, в заочных соревнованиях.

Специальный турнир «Шахматного Вестника», о котором идет речь, – завершился блестящей победой А.А. Маркова, набравшего 10,5 очков в 12 партиях, сыгранных с шахматистами из 1-й группы. Впрочем, в данном случае об одном победителе говорить не приходится.

В параллельных поединках с шахматистами из 2-й группы победил Борис Янкович! Он набрал 8 очков из 12 возможных. В матче Марков-Янкович счет оказался равным – 1:1. На шахматной доске математик-студент не дрогнул перед математиком-профессором!

Б. ЯнковичА. Марков

Специальный турнир по переписке журнала «Шахматный Вестник», 1886-1887

Гамбит Эванса

1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Сс4 Сс5 4.b4 C:b4 5.c3 Ca5 6.d4 ed 7.0-0 dc.

Судя по накопленным к тому времени, весьма отрывочным данным, взятие еще одной пешки обрекало черных, отставших в развитии, на трудную защиту. Что ж, «испытательный» характер многих поединков турнира, диктовал участникам необходимость дополнительной проверки – в тех или иных вариантах – как «меча», так и «щита». Забегая вперед, отметим, что в данной партии «меч» оказался сильнее.

8.Фb3 Фf6.

В случае 8…Фе7 могло последовать 9.К:с3 С:с3 10.Ф:с3 Kf6 11.Ca3 d6 12.e5! с подавляющей позицией у белых.

9.е5 Фg6 10.К:с3 Kge7 11.Ca3 0-0 12.Лad1

Белые благоразумно воздерживаются от поспешного 12.Kd5? из-за 12…K:d5 13.C:f8 Kf4! и черные остаются с материальным перевесом.

12…b5 13.Cd3 Фg4 14.Ke4 h6 15.Kc5 d6 16.Ke4 b4 17.Cb2 Cb7 18.h3 Фe6 19.Сс4 d5 20.Л:d5! Ca6 21.C:a6 Ф:d5.


22.Kf6+!

Этот красивый удар позволяет белым разрушить пешечное прикрытие черного короля и окончательно склонить «чашу весов» в свою пользу.

22…gf 23.Cc4 Фd7 24.ef Лad8.

На «естественный» отскок коня, например, 24…Kg6 – последует ход 25.Фе3, немедленно заканчивающий борьбу.

25.fe K:e7 26.Ke5 Фf5 27.Kg4 Лd6 28.Фg3 Крh7 29.Kf6+ Л:f6 30.Cd3 Kg6 31.C:f5 Л:f5 32.Фd3 Лc5 33.h4 h5 34.g4 hg 35.Фd4 Ле5 36.h5 Kh4 37.Фd3+ Лf5 38.Cf6 Крg8 39.C:h4 Л:h5 40.Cf6.

Черные сдались.


* * *

Переехав в наш город из Харькова, приблизительно на рубеже 80-90-х годов позапрошлого века, Борис Алексеевич Янкович стал «ростовцем». Им он и остался до конца своей жизни…

Немногие русские шахматисты имели в своей творческой биографии матчи, сыгранные со вторым шахматистом России – Эммануилом Степановичем Шифферсом.

Э.С. Шифферс

У Бориса Алексеевича Янковича таких матчей было целых два – в 1894-м и 1895-м годах. О предыстории этих поединков и ходе спортивной борьбы в эпохальных (с точки зрения шахматного Ростова) матчах – русские шахматисты узнавали, читая «Шахматный журнал», редактором которого в 1894 г. стал Э.С. Шифферс. Вот как выглядела в изложении этого авторитетного издания краткая история первого матча Э.С. ШифферсБ.А. Янкович (1894):

«Матч Э.С. Шифферса с Б.А. Янковичем.

1 Известный донской купец и землевладелец, шахматный меценат М.М. Жеребцов, двумя годами позднее, стал одним из организаторов знаменитого матча В. Стейниц-Э. Шифферс (Ростов н/Д, 1896-й год). Подробнее см. здесь и здесь.

Стараниями ревностного любителя шахматной игры в Донской области, сгруппировавшего около себя шахматный кружок и устраивающего местные турниры, Михаила Михайловича Жеребцова1, тамошнего помещика, организован матч между Э.С. Шифферсом и сильным игроком в Ростове-на-Дону, Б.А. Янковичем.

Матч играется до 10 выигранных партий, причем ничьи считаются за ½.

2 Ныне – село Шалаевка Кашарского района Ростовской области.

Каждый день сыгрывается одна партия. Время на обдумывание – 15 ходов в час. Матч начался в Каменке у г.Жеребцова , близ ст. Шелаевской2 Области Войска Донского, но уже с 3-й партии он продолжался в Ростове-на-Дону.

Ввиду малого времени для подписки на этот матч на ставку, условия игры следующие: г. Шифферс получает за каждую выигранную партию по 10 рублей и за ничью по 5 рублей; за проигранные ничего не платит и не получает. На проезд туда и обратно и путевые расходы г. Шифферс получил 100 рублей. Такой способ устройства матчей в провинции для привлечения сильных игроков весьма практичен и его можем смело рекомендовать нашим любителям шахматной игры, в особенности в тех центрах, где шахматисты сгруппировались в кружки и клубы. Такие состязания представляют очень отрадное явление в нашей шахматной жизни России, и чем больше их будет, тем больше будет развиваться и сама шахматная жизнь. Г-н Янкович, считающийся сильнейшим игроком на Юго-Востоке России, выигравший две партии по переписке у г. Шифферса, если и проиграет матч за доскою последнему, как известному русскому маэстро и весьма опытному игроку первой силы, все же смело может быть зачислен в ряды русских первоклассных игроков, в лице Чигорина, Шифферса, Хардина, Соловцова, Полнера, Винавера и Ашарина. Мы дадим в нашем журнале все партии этого интересного матча, сопровожденные примечаниями Э.С. Шифферса.

Матч выигран Шифферсом 13 июля с.г.

Шифферс выиграл 9 партий, проиграл 6 и 2 были ничьи».


Эти слова, написанные 124 года назад, нуждаются в некоторой детализации, касающейся хода самого матча. На старте вперед вышел Э.Шифферс – после поражения в первом поединке последовали три победы подряд. Затем «хозяин поля» начал выправлять положение; после 10-й партии счет был уже равным – 5:5. Вероятно, перелом в ходе борьбы наступил в следующей, 11-й партии. По дебюту черные (Шифферс) получили некоторое преимущество. Белые, однако, красиво пожертвовали фигуру и значительно активизировали свои силы. Произошли размены, предвещавшие вероятный мирный исход. И здесь Янкович грубо ошибся, потерял качество и вскоре вынужден был сдаться. В оставшихся поединках «ростовец», все же, одержал еще одну победу, но… потерпел три поражения. Итоговый результат всего матча (10:7 в пользу Шифферса) не в полной мере отразил примерное равенство сил, весьма почетное для донского шахматиста.


Следующая партия (фактически – миниатюра) – характеризует его, как отличного тактика.

Б. ЯнковичЭ. Шифферс

7-я партия матча, Ростов н/Д, 4 июля 1894 г.

Сицилианская защита

1.e4 c5 2.f4 e6 3.Kf3 Kc6 4.Ce2 d5 5.d3 Kf6 6.e5 Kd7 7.c3 Ce7 8.Ce3 0-0 9.d4 Фb6 10.Фd2 c4? 11.g4 Ka5? 12.h4 Фa6? 13.Фc2 f6.

На 13…Kb3 могло быть 14.Ф:b3 cb 15.C:a6 и 16.ab.

14.Kbd2 fe 15.fe b5 16.Cg5 Лf7 17.h5 Фb6 18.C:e7! Л:e7 19.Kg5 Kf8 20.0-0-0 b4?

Лучше было 20…h6, хотя и тогда после 21.Kh3 белые сохраняют атаку.

21.Лdf1 bc 22.bc h6.


23.Л:f8+ Кр:f8 24.Фg6! hg 25.h6.

Черные сдались.

Примечания Э.С. Шифферса


Скупые примечания победителя матча не дают полного представления об этой замечательной партии, в которой белые, в ответ на рискованную «ферзево-коневую» вылазку черных на ферзевом фланге, провели образцовую «маленькую комбинацию», завершившуюся «тихим» продвижением пешки. Заключительная позиция заслуживает диаграммы:


* * *

О втором матче Э.Шифферса с Б.Янковичем (в 1895 г.) известно значительно меньше. Различные справочные издания говорят о том, что он завершился со счетом +7-2=0 в пользу высокого гостя из Санкт-Петербурга. Не более лаконична и наша «родная» газета «Приазовский край». В номере от 11 апреля 1895-го года читаем:

«Шахматное состязание межу г. Шифферсом и г. Я. окончилось. Г. Шифферс, проиграв первые две партии, взял затем подряд остальные семь. Теперь он уезжает на подобное же состязание в Астрахань».


Пребывание столичного маэстро в Астрахани было не очень долгим. Об этом можно судить по заметке, напечатанной в харьковской газете «Южный край» 21 апреля того же года:

«В среду, 19 апреля, утром в Харькове проездом остановился известный шахматист Эммануил Степанович Шифферс, который возвращается в Петербург из Ростова-на-Дону, где он с блестящим результатом выиграл матч у Б.А. Янковича. Приезд его внес в местную шахматную жизнь большое оживление, которое особенно замечается днем в кондитерской Дирберга, а вечером и ночью в шахматном клубе.

После М.И. Чигорина г.Шифферса считают за границей лучшим представителем русского шахматного спорта. Сегодня вечером г. Шифферс с курьерским поездом уезжает в Петербург».


* * *


Не будучи удовлетворенным качеством фотографии, на которой запечатлены все участники грандиозного шахматного фестиваля в Бармене-1905 (см. 1-ю часть этих заметок), автор обратился за помощью к г-ну Михаэлю Негеле – шахматному историку из г. Вупперталь (Германия). И г-н Негеле, раздобыв первоисточник фото, переслал мне его заметно улучшенный фрагмент. Большое Вам спасибо, г-н Негеле!

№66 – это Борис Алексеевич Янкович (Ростов н/Д, Россия). Между прочим, №76 – это Милан Видмар (Любляна, Австро-Венгрия), тот самый легендарный маэстро, который, спустя 43 года увенчает лавровым венком первого советского Чемпиона Мира – М.М. Ботвинника.

Конечно, в далеком 1905-м, Б.А. Янкович ничего этого знать не мог.

Патриарх ростовских шахмат ушел из жизни в 1918 году, оставив о себе добрую память у той категории «ростовцев», которые могли отличить испанскую партию от защиты Филидора. И эта незримая, нематериальная память, эти традиции, спустя годы воплотились в новой волне талантливых донских шахматистов, в блестящей когорте шахматных композиторов, появившихся, казалось бы, на «пустом месте».

Но «свято место пусто не бывает». И сегодня – через 100 лет после ухода Бориса Алексеевича Янковича – мы это хорошо понимаем.

* * *

Источник фото:
http://www.apmath.spbu.ru/ru/misc/markov.html

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.