На этой странице мы совершим самое, пожалуй, глубокое погружение в историю ростовских шахмат. И поможет нам в этом замечательный шахматист, современник великого
Это имя навсегда вписано не только в шахматную историю Дона, но и – всей России. Хотя бы уже потому, что Борис Янкович был участником I Всероссийского шахматного турнира (фактически – первого Чемпионата России по шахматам!)...
На этой странице мы совершим самое, пожалуй, глубокое погружение в историю ростовских шахмат. И поможет нам в этом замечательный шахматист, современник великого
Это имя навсегда вписано не только в шахматную историю Дона, но и – всей России. Хотя бы уже потому, что Борис Янкович был участником I Всероссийского шахматного турнира (фактически – первого Чемпионата России по шахматам!).
Идея проведения подобного соревнования была выдвинута
Из 14 участников турнира (Москва, 2-19 сентября 1899 г.) – пятеро представляли Москву, четверо – Санкт-Петербург. Остальные шахматисты приехали в Москву из российской «провинции».
Неудачно сыграв в первых турах, двое «провинциалов» выбыли из турнира. На плечи трех оставшихся легла, таким образом, дополнительная нагрузка по противодействию признанным «грандам». И один из них – а именно – «ростовец» Янкович с этой задачей успешно справился, заняв в итоговой таблице почетное 5-е место. А первым Чемпионом России стал Михаил Иванович Чигорин. Результаты этого исторического соревнования видны из таблицы:
Первый Всероссийский шахматный турнир, Москва, 1899 г.
Вот как играл наш земляк в I Чемпионате России.
В. Куломзин – Б. Янкович
I Всероссийский шахматный турнир, Москва, 1899 г.
Английская партия
Чигорин предпочитал здесь 6.К:с6 bс 7.Сс4.
6…Ke7 7.f4 ef.
Теоретические руководства рекомендуют немедленное
Этот ход ошибочен. Необходимо было 13.d4.
Собираясь заняться еще и погоней за ферзем.
24.Кс4 Фе2+ 25.Крb3 Фd1X.
Изящный чистый мат.
Примечания
А вот как «расправился»
С. Левитский – Б. Янкович
I Всероссийский шахматный турнир, Москва, 1899 г.
Сыграв
Белые сдались.
Группа участников I Всероссийского шахматного турнира, Москва, 1899 г.
За шахматным столиком –
Стоят (слева направо):
(фото
Эта фотография была опубликована в альманахе «Шахматные вечера» (1901) – приложении к журналу «Шахматное обозрение».
Автор снимка – Павел Павлович Бобров, был, оказывается, не только неутомимым организатором, журналистом, шахматным композитором, но еще и… фотографом! Эх, ну что бы ему стоило немного подождать, глядишь – может быть, к группе шахматистов, попавших в кадр, присоединились бы и другие участники, например, Борис Алексеевич Янкович…
Вообще, с фотографиями Янковича наблюдается некоторая «напряженка». Нет, на одном фото он точно есть:
Фотография сделана в 1905-м году, на международном шахматном фестивале, посвященном 50-летию шахматного общества немецкого города Бармен. В огромном зале «Конкордия» одновременно игрались партии сразу пяти турниров. В одном из них успешно выступил Б.Янкович, разделив 1-3 места. В списке участников (под фотографией) он значится под номером 66. К этому номеру на фото ведет красная стрелка.
Конечно, «опознать» Бориса Алексеевича на этой фотографии трудно. Зато, на переднем плане, вполне узнаваем Семен Зиновьевич Алапин (№1). Спиной к нему, заложив ногу за ногу, в шляпе-канотье, сидит маэстро Барделебен. Соперником которого, в свою очередь, является Михаил Иванович Чигорин (№15).
На этом фестивале впервые встретились два «ростовца» – Борис Янкович и Савелий Тартаковер. Вот как развивались события в этом поединке.
Б. Янкович – С. Тартаковер
Международный шахматный турнир в Бармене, 1905 г.
Дебют Берда
Здесь в распоряжении белых был заманчивый ход
В обоих случаях у белых – большое преимущество.
Вероятно, однако, в этот момент белые уже начали «погружаться» в возможные тактические осложнения, связанные с временной жертвой фигуры и продвижением вперед пешки «а».
Это невольное «перенесение» внимания с одного фланга на другой привело в конечном итоге к позиции с лишней пешкой и лучшими шансами у белых. Черные, тем не менее, благодаря активности своих фигур, смогли устоять…
Партия завершилась вничью на 49-м ходу.
* * *
Через 5 лет, в 1910 году, Янкович и Тартаковер вновь встретились на 17-м конгрессе Германского шахматного союза в Гамбурге. Правда, сыграть партию им тогда не довелось: к этому времени Савелий Тартаковер «дослужился» до участия в главном турнире, в то время как Борис Янкович выступил (причем, весьма успешно) в одном из побочных соревнований.
Одним из его соперников здесь был Артур Тартаковер –
младший брат, Савелия Григорьевича.
В партии
А тогда, в Гамбурге, трудно было предположить, что всего через полгода – в феврале 1911-го - Борис Янкович вновь увидит братьев Тартаковер… в Ростове-на-Дону.
Повод для встречи был очень печальным: в результате разбойного нападения, в своей квартире, погибли родители Савелия и Артура – Герман Яковлевич и Наталья Ефимовна Тартаковер. Это зверское убийство потрясло весь Ростов.
Ранее, на странице, посвященной
После похорон отца и матери
Газета «Приазовский край» (Ростов н/Д) от 15 апреля 1911 г.
В первые дни и недели после случившейся трагедии, Савелию Григорьевичу было, очевидно, не до шахмат. Но, через некоторое время, он, вероятно, идя навстречу пожеланиям своих земляков – шахматистов, принял участие в небольшом матч-турнире. О его результатах тут же сообщил новый журнал «Шахматы», издававшийся в Одессе.
Одесский журнал «Шахматы» (1911, №1).
Таинственный участник под псевдонимом «Алексеев» – есть не кто иной, как
Борис Алексеевич Янкович. А фамилия шахматиста, занявшего 4-е место, возвращает нас к началу этих заметок, к I Всероссийскому шахматному турниру. Если Борис Янкович занял (как мы уже упоминали) 5-е место в главном турнире, то
«
По-видимому, тренировка в родном городе благотворно сказалась на шахматной форме
* * *
Продолжение следует…