С именем
Краткая биографическая справка
Александр Павлович Долуханян (Долуханов)
В 1928 г. окончил Тифлисскую консерваторию по классу фортепиано.
В 1932 г. окончил Ленинградскую консерваторию – также по классу фортепиано.
В конце 30-х годов – руководитель камерного ансамбля Ереванской консерватории, а также солист филармонии.
В 1940 г. переехал в Москву, где в Московской консерватории учился у композитора Николая Мясковского.
В послевоенные годы приобрел широкую известность в Советском Союзе, как композитор, пианист и педагог. Автор нескольких концертов для фортепиано с оркестром, а также оперетты «Конкурс красоты». Особенно популярны были песни на музыку Александра Долуханяна, многие из которых вошли в золотой фонд советской музыкальной классики.
Под фамилией «Долуханов» был хорошо известен и в шахматном мире, играл в силу мастера, дважды (1938-39) становился Чемпионом Армянской ССР. Александр Павлович был также выдающимся шахматным композитором, автором блестящих этюдов романтического направления.
С именем
В этом году исполняется 80 лет знаменитому горьковскому турниру первокатегорников, в котором успешно сыграл Чемпион Армении Долуханов. Набрав в итоге 7,5 очков из 13 возможных, он перевыполнил норму, необходимую для получения первого кандидатского балла.
А непосредственно – кандидатами в мастера – стали победители группового турнира, школьники – Василий Смыслов из Москвы (будущий Чемпион Мира) и – Марк Стольберг из Ростова-на-Дону. Для них это был первый большой успех во «взрослых» соревнованиях!
Между прочим, и с тем и с другим Александр Долуханов сыграл вничью…
Вскоре и Василий и Марк пойдут еще дальше. Первый из них, в том же, 1938-м году, после успешного выступления в Чемпионате Москвы, станет мастером – самым молодым шахматным мастером Советского Союза! Через год это звание «перехватит» у него Марк Стольберг.
…Что же касается турнира в Горьком – об остроте борьбы в этом соревновании свидетельствует небольшой отрывок из заключительного репортажа, опубликованный во всесоюзной газете «64»:
«Борьба во второй группе, как и следовало ожидать, приняла весьма острый характер.
Долгое время впереди шли Смыслов и Уфимцев. Их встреча друг с другом окончилась победой Смыслова. Москвич, казалось бы, обеспечил себе первое место. Однако в следующем же туре он потерпел жестокое поражение от представителя Таджикистана Шахрая. К последнему туру и Смыслов и Уфимцев пришли с одинаковым количеством очков, но наравне с ними неожиданно появился ростовчанин Стольберг.
Лишь в январе игравший во всесоюзном детском турнире, 16-летний чемпион Ростова-на-Дону поразил всех глубиной комбинационного расчета и изобретательностью, благодаря которой ему удалось спасти несколько хуже стоявших партий.
В последнем туре, в то время как Смыслов и Уфимцев с напряжением играют на выигрыш против Стамма и Долуханова, Стольберг блестящей комбинацией выигрывает у Зака и обеспечивает себе дележ первого места.
(Подробности об этой партии см. на одной из наших предыдущих страниц).
Лишь к концу дня, после того, как Смыслов выиграл у Стамма, а Уфимцев отложил на присуждение выигранный эндшпиль против Долуханова, выяснилось, что в этой группе будет целых три победителя.
Что ж, такому результату можно только порадоваться.
Все трое – интересные, колоритные фигуры».
(«64», 1938, № 48).
Не менее колоритной фигурой был на этом турнире и Александр Павлович Долуханов.
Помимо упомянутой партии Стольберга, в этом же номере, на 1-й странице, в качестве
примера творчества участников, помещена партия Долуханов-Коваль, отлично выигранная белыми, с подробными примечаниями
* * *
В творчестве
Если у недавно ушедшего от нас гроссмейстера, по его же оценке, музыкальные и шахматные периоды обычно чередовались, когда одна муза давала «отдохновение» другой, то у Долуханова, вероятно, было именно их проникновение, одновременное сосуществование двух всепоглощающих творческих начал.
…Из воспоминаний великой русской певицы Людмилы Зыкиной:
«Почему ты не играешь в шахматы? — однажды задал мне вопрос Долуханян. — Музыкантам и певцам шахматы просто необходимы. Партии-то бывают не только изящными, красивыми, но и «музыкальными»… Да-да. Не смейся».
Не зря его так тянуло к «шахматной поэзии» — шахматной композиции.
В следующем этюде (соавтором которого стал еще один классик данного жанра –
Кстати, в истории с первой публикацией этюда присутствует и «ростовский след». Впервые он был напечатан в книге «Современный шахматный этюд» (1937), автором которой был выдающийся шахматный композитор, наш земляк Александр Иосифович Гербстман.
Белые начинают и выигрывают.
У белых – материальный перевес (два лишних качества), но авторы до предела «заострили» ситуацию: ввиду многочисленных угроз черных от этого перевеса вот-вот не останется и следа. Поэтому, поначалу усилия белых выглядят вполне прагматично, «материально» – сохранить то, что накоплено «непосильным трудом»:
Не годится
4.Л:с6 Kd5!
Вновь, несмотря на размены, черные поддерживают напряжение, угрожая забрать одну из ладей. Кажется, ничья становится неизбежной.
И тут, в борьбу материальных сил вторгаются силы духовные…
5.f4+! ef 6.d4+! cd 7.Лe4+!! Кр:е4 8.Ле6х!
Правильный мат в центре доски!
Причем все фигуры, ограничивающие свободу черного монарха, первоначально не были простыми статистами, а пришли к нему в процессе игры, «по доброй воле».
Блестяще!
Как композитор (на этот раз – музыкальный) Александр Павлович связан с нашим городом еще одной «ниточкой». В середине 60-х, в соавторстве с известным советским поэтом Николаем Доризо, им была написана песня «В городе Ростове».
Николай Константинович Доризо (1923-2011) – тоже наш земляк. Его детство и юность прошли в нашем городе. Кстати, учился он, в 34-й школе, вместе с Марком Стольбергом… Вот так пересекаются порой траектории человеческих судеб…
Итак, песня «В городе Ростове».
Слушаю задорную, легко запоминающуюся мелодию Долуханяна, а рука сама тянется, к бумаге, чтобы чуть-чуть видоизменить, дополнить текст Доризо. Николай Константинович, Вы, ведь, на меня не обидитесь? Скажите – «Ну!»…
«Скажи, где Богатяновский?» – спросил я паренька.
«Товарищ, этой улицы здесь нет наверняка.
А где ж она находится? – на адрес я взгляну»
–
В городе Ростове, в городе Ростове, в городе Ростове-на-Дону!
«А где Старопочтовая? – Ты можешь дать ответ?»
«Здесь тоже этой улицы и не было и нет!
А где ж она находится? – на адрес я взгляну» –
В городе Ростове, в городе Ростове, в городе Ростове-на-Дону!
Коль этих улиц не было на зорьке дальних дней –
Так значит, я проехал мимо юности моей… –
Я на знакомых улицах ей снова подмигну –
В городе Ростове, в городе Ростове, в городе Ростове-на-Дону!
Казанский, Богатяновский, Соборный, Крыловской…
Пройду я по Канкринской, погуляю по Донской –
Здесь режет «Фанагория» весеннюю волну…
В городе Ростове, в городе Ростове, в городе Ростове-на-Дону!
* * *
И еще одна, на этот раз скорбная круглая дата.
50 лет назад, 15 января 1968 года, жизнь Александра Павловича Долуханяна трагически оборвалась. Он погиб в автомобильной катастрофе.
Вечная память.
* * *
Песня «У нас в подразделении».
Музыка – Александр Долуханян. Слова – Лидия Некрасова.
Исполняет Краснознаменный, имени
Солист – Иван Букреев.
Запись 1962 года.
* * *
Источник фото:
https://chesspro.ru/thesaurus/neishtadt_chto_ni_sudba_to_tragedia11