Шахматы. Ростов. История и современность… Александр Долуханов


С именем А.П. Долуханяна – наступивший 2018-й год – связан несколькими «круглыми» датами...


Краткая биографическая справка

Александр Павлович Долуханян (Долуханов) (1910-1968) – выдающийся советский композитор и пианист, Заслуженный деятель искусств Армянской ССР.

В 1928 г. окончил Тифлисскую консерваторию по классу фортепиано.

В 1932 г. окончил Ленинградскую консерваторию – также по классу фортепиано.

В конце 30-х годов – руководитель камерного ансамбля Ереванской консерватории, а также солист филармонии.

В 1940 г. переехал в Москву, где в Московской консерватории учился у композитора Николая Мясковского.

В послевоенные годы приобрел широкую известность в Советском Союзе, как композитор, пианист и педагог. Автор нескольких концертов для фортепиано с оркестром, а также оперетты «Конкурс красоты». Особенно популярны были песни на музыку Александра Долуханяна, многие из которых вошли в золотой фонд советской музыкальной классики.

А.П. Долуханов сыграл большую роль в творческом становлении своей супруги, Народной артистки СССР Зары Долухановой. По воспоминаниям самой певицы, Александр Павлович был «человек в высшей степени компетентный в вокально-технологических вопросах, умевший и любивший заниматься с певцами, да к тому же эрудит, музыкант крупного масштаба, всегда убежденный в своей правоте».

Под фамилией «Долуханов» был хорошо известен и в шахматном мире, играл в силу мастера, дважды (1938-39) становился Чемпионом Армянской ССР. Александр Павлович был также выдающимся шахматным композитором, автором блестящих этюдов романтического направления.


С именем А.П. Долуханяна – наступивший 2018-й год – связан несколькими «круглыми» датами.

В этом году исполняется 80 лет знаменитому горьковскому турниру первокатегорников, в котором успешно сыграл Чемпион Армении Долуханов. Набрав в итоге 7,5 очков из 13 возможных, он перевыполнил норму, необходимую для получения первого кандидатского балла.


А непосредственно – кандидатами в мастера – стали победители группового турнира, школьники – Василий Смыслов из Москвы (будущий Чемпион Мира) и – Марк Стольберг из Ростова-на-Дону. Для них это был первый большой успех во «взрослых» соревнованиях!

Между прочим, и с тем и с другим Александр Долуханов сыграл вничью…

Вскоре и Василий и Марк пойдут еще дальше. Первый из них, в том же, 1938-м году, после успешного выступления в Чемпионате Москвы, станет мастером – самым молодым шахматным мастером Советского Союза! Через год это звание «перехватит» у него Марк Стольберг.

…Что же касается турнира в Горьком – об остроте борьбы в этом соревновании свидетельствует небольшой отрывок из заключительного репортажа, опубликованный во всесоюзной газете «64»:

«Борьба во второй группе, как и следовало ожидать, приняла весьма острый характер.

Долгое время впереди шли Смыслов и Уфимцев. Их встреча друг с другом окончилась победой Смыслова. Москвич, казалось бы, обеспечил себе первое место. Однако в следующем же туре он потерпел жестокое поражение от представителя Таджикистана Шахрая. К последнему туру и Смыслов и Уфимцев пришли с одинаковым количеством очков, но наравне с ними неожиданно появился ростовчанин Стольберг.

Лишь в январе игравший во всесоюзном детском турнире, 16-летний чемпион Ростова-на-Дону поразил всех глубиной комбинационного расчета и изобретательностью, благодаря которой ему удалось спасти несколько хуже стоявших партий.

В последнем туре, в то время как Смыслов и Уфимцев с напряжением играют на выигрыш против Стамма и Долуханова, Стольберг блестящей комбинацией выигрывает у Зака и обеспечивает себе дележ первого места.

(Подробности об этой партии см. на одной из наших предыдущих страниц).

Лишь к концу дня, после того, как Смыслов выиграл у Стамма, а Уфимцев отложил на присуждение выигранный эндшпиль против Долуханова, выяснилось, что в этой группе будет целых три победителя.

Что ж, такому результату можно только порадоваться.

Все трое – интересные, колоритные фигуры».

(«64», 1938, № 48).


Не менее колоритной фигурой был на этом турнире и Александр Павлович Долуханов. Помимо упомянутой партии Стольберга, в этом же номере, на 1-й странице, в качестве примера творчества участников, помещена партия Долуханов-Коваль, отлично выигранная белыми, с подробными примечаниями А. Котова – будущего гроссмейстера.

* * *

В творчестве А.П. Долуханова – взаимодействие и взаимопроникновение музыкального и шахматного начал – имело, вероятно, иную природу, по сравнением с таковыми у его великого коллеги – Марка Евгеньевича Тайманова.

Если у недавно ушедшего от нас гроссмейстера, по его же оценке, музыкальные и шахматные периоды обычно чередовались, когда одна муза давала «отдохновение» другой, то у Долуханова, вероятно, было именно их проникновение, одновременное сосуществование двух всепоглощающих творческих начал.

…Из воспоминаний великой русской певицы Людмилы Зыкиной:

«Почему ты не играешь в шахматы? — однажды задал мне вопрос Долуханян. — Музыкантам и певцам шахматы просто необходимы. Партии-то бывают не только изящными, красивыми, но и «музыкальными»… Да-да. Не смейся».


Не зря его так тянуло к «шахматной поэзии» — шахматной композиции.

В следующем этюде (соавтором которого стал еще один классик данного жанра – В.А. Корольков), — несомненно, присутствует какая-то загадочная музыкальная тема. Может быть, это увертюра «Эгмонт» Бетховена…

Кстати, в истории с первой публикацией этюда присутствует и «ростовский след». Впервые он был напечатан в книге «Современный шахматный этюд» (1937), автором которой был выдающийся шахматный композитор, наш земляк Александр Иосифович Гербстман.


Белые начинают и выигрывают.

У белых – материальный перевес (два лишних качества), но авторы до предела «заострили» ситуацию: ввиду многочисленных угроз черных от этого перевеса вот-вот не останется и следа. Поэтому, поначалу усилия белых выглядят вполне прагматично, «материально» – сохранить то, что накоплено «непосильным трудом»:

1.Ke5+ Кре6 2.Лb6 Кр:e5 3.e3 Kf5!

Не годится 3…Кс2 из-за 4.Крb2 и белые выигрывают.

4.Л:с6 Kd5!

Вновь, несмотря на размены, черные поддерживают напряжение, угрожая забрать одну из ладей. Кажется, ничья становится неизбежной.

И тут, в борьбу материальных сил вторгаются силы духовные…

5.f4+! ef 6.d4+! cd 7.Лe4+!! Кр:е4 8.Ле6х!


Правильный мат в центре доски!

Причем все фигуры, ограничивающие свободу черного монарха, первоначально не были простыми статистами, а пришли к нему в процессе игры, «по доброй воле».

Блестяще!


Как композитор (на этот раз – музыкальный) Александр Павлович связан с нашим городом еще одной «ниточкой». В середине 60-х, в соавторстве с известным советским поэтом Николаем Доризо, им была написана песня «В городе Ростове».

Николай Константинович Доризо (1923-2011) – тоже наш земляк. Его детство и юность прошли в нашем городе. Кстати, учился он, в 34-й школе, вместе с Марком Стольбергом… Вот так пересекаются порой траектории человеческих судеб…

Итак, песня «В городе Ростове».



Слушаю задорную, легко запоминающуюся мелодию Долуханяна, а рука сама тянется, к бумаге, чтобы чуть-чуть видоизменить, дополнить текст Доризо. Николай Константинович, Вы, ведь, на меня не обидитесь? Скажите – «Ну!»…

«Скажи, где Богатяновский?» – спросил я паренька.
«Товарищ, этой улицы здесь нет наверняка.
А где ж она находится? – на адрес я взгляну»
– В городе Ростове, в городе Ростове, в городе Ростове-на-Дону!

«А где Старопочтовая? – Ты можешь дать ответ?»
«Здесь тоже этой улицы и не было и нет!
А где ж она находится? – на адрес я взгляну» –
В городе Ростове, в городе Ростове, в городе Ростове-на-Дону!

Коль этих улиц не было на зорьке дальних дней –
Так значит, я проехал мимо юности моей… –
Я на знакомых улицах ей снова подмигну –
В городе Ростове, в городе Ростове, в городе Ростове-на-Дону!

Казанский, Богатяновский, Соборный, Крыловской…
Пройду я по Канкринской, погуляю по Донской –
Здесь режет «Фанагория» весеннюю волну…
В городе Ростове, в городе Ростове, в городе Ростове-на-Дону!

* * *

И еще одна, на этот раз скорбная круглая дата.

50 лет назад, 15 января 1968 года, жизнь Александра Павловича Долуханяна трагически оборвалась. Он погиб в автомобильной катастрофе.

Вечная память.

* * *

Песня «У нас в подразделении».
Музыка – Александр Долуханян. Слова – Лидия Некрасова.
Исполняет Краснознаменный, имени А.В. Александрова, Ансамбль песни и пляски Советской Армии.
Солист – Иван Букреев.
Запись 1962 года.



* * *

Источник фото:
https://chesspro.ru/thesaurus/neishtadt_chto_ni_sudba_to_tragedia11

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.