Шахматы. Ростов. История и современность… Юрий Кнышенко (часть 3)

Продолжение...

Юрий Кнышенко – 50-е годы.
Фото из книги – В.Н. Пак
«Шахматы в шахтерском крае: история шахмат в Донбассе» – Донецк, 2001

Наше предварительное «расследование» дебютной новинки Ю.В. Кнышенко, о которой писала всесоюзная газета «64», нуждается в продолжении.

Напомним уважаемым читателям, о чем идет речь...

Продолжение... (см. часть 1, часть 2)

Юрий Кнышенко – 50-е годы.
Фото из книги – В.Н. Пак
«Шахматы в шахтерском крае: история шахмат в Донбассе» – Донецк, 2001

Наше предварительное «расследование» дебютной новинки Ю.В. Кнышенко, о которой писала всесоюзная газета «64», нуждается в продолжении.

Напомним уважаемым читателям, о чем идет речь.

В 1-м номере вышеназванной газеты за 1941-й год появилась большая статья мастеров Сергея Белавенца и Михаила Юдовича – «Советская шахматная теория в 1940-м году». В ней, в частности, говорилось:

«Советская шахматная теория уже давно является самой передовой в мире. Анализы, дебютные новинки, партии наших соревнований с пристальным вниманием рассматриваются и изучаются зарубежными шахматистами, не исключая и ведущих гроссмейстеров.

Закончившийся 1940 год и в области шахматной теории дал немало нового и интересного…

Испанская партия.

Детально разработанный и неоднократно проверенный в тренировочном турнире 1939 г. с участием гроссмейстеров и в чемпионате СССР 1939 г. вариант
1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 a6 4.Ca4 Kf6 5.0-0 Ce7 6.Лe1 b5 7.Cb3 d6 8.c3 0-0 9.h3 Ka5 10.Cc2 c5 11.d4 Фc7 12.Kbd2 cd 13.cd Kc6
был поставлен под сомнение ходом 14.Kb3,


найденным украинским школьником Х. Мучником.

В XII всесоюзном первенстве в этой позиции не было найдено за черных полноценного продолжения.

Белые во всех встречах, где применялся ход 14.Kb3, достигали значительного преимущества.

Лишь в чемпионате Украины первокатегорник Кнышенко продемонстрировал за черных оригинальную агрессивную систему защиты, связанную с быстрым продвижением пешки «а» (14.Kb3 a5 15.Ce3 a4 16.Kbd2 Kb4 17.Cb1 a3), которая, безусловно, заслуживает внимательного анализа и практической проверки».


Попробуем проследить дальнейшую судьбу дебютной новинки Юрия Венедиктовича Кнышенко – выдающегося ученого–историка и педагога, выдающегося шахматиста, 8-кратного Чемпиона города Ростова-на-Дону…

* * *

Прошли годы. Вскоре после окончания международного турнира памяти А.А. Алехина (Москва, 1956), как и полагалось тогда в подобных случаях, в печати появилась обстоятельная обзорная статья, посвященная новым теоретическим достижениям этого знаменательного соревнования.

Ее автором стал участник турнира, гроссмейстер Марк Тайманов («Шахматный бюллетень», 1957, №2).

В разделе, посвященной Испанской партии, он писал:

«Для теории другого, также популярного, разветвления чигоринской системы известный интерес представляет партия Унцикер-Керес, в которой были сделаны следующие начальные ходы:…»

(Далее указываются те же самые ходы, что и в статье Белавенца и Юдовича, приводящие, разумеется, к «табии», знакомой нам, как диаграмма1). М. Тайманов продолжает:

«Это положение отнюдь не оригинально. Оно встречалось уже в десятках партий. Практика показала, что на стремление белых удержать пешечное напряжение в центре лучшим возражением является немедленное наступление пешки «а». (Здесь и далее – выделено автором). Например, 14…a5 15.Ce3 a4 16.Kbd2 Cd7 (Заслуживает внимания и 16…Kb4 17.Cb1 a3) 17.Лс1 Лfc8 18.Cb1 Фb8 19.Kf1 Ka5 с примерно равной игрой (Смыслов-Решевский, матч-турнир 1948 г.)».


Выделенные фрагменты из статьи М. Тайманова, фактически, слово в слово, точнее – ход в ход, развивая мысль Белавенца и Юдовича о желательности «внимательного анализа и практической проверки» дебютного новшества Кнышенко, по прошествии 16-ти лет, констатируют: да, идея нашего земляка, пройдя изрядную практическую проверку, выдержала испытание временем!

Проследим за дальнейшими рассуждениями М. Тайманова:

«Но интересно, что несмотря на приемлемость такого продолжения для черных, большой специалист по испанской партии Керес регулярно от него уклоняется и ищет, хотя и безуспешно, иных путей»…


Этот, достаточно интригующий, хотя, может быть, и не совсем вежливый пассаж, явился своеобразным вызовом, «перчаткой», брошенной Паулю Петровичу Кересу. Ну что же – вызов был принят, «перчатка» – поднята. Но – не сразу…

(В скобках заметим, что в вышеупомянутой партии Унцикер-Керес черные избрали 14…Cb7. В конечном итоге в этом поединке победили белые).

Через 8 лет, на рубеже 1964/65 гг., в рамках знаменитого новогоднего Гастингского турнира, состоялась не менее знаменитая партия Глигорич-Керес.

Дойдя до знакомой нам «табии», то бишь, диаграммы 1, советский гроссмейстер на 14-м и на 15-м ходу «по-кнышенковски» двинул вперед пешку «а», а на 16-м ходу применил иное продолжение, творчески развив идею своего предшественника:
14…а5 15.Ce3 a4 16.Kbd2 Ce6!


Вот оно, тактическое обоснование плана Юрия Венедиктовича!

(Рискну предположить: этот ход входил в арсенал его домашних заготовок еще в 1940-м году. Может быть, с его помощью будущему ростовчанину удалось тогда нанести единственное поражение Давиду Бронштейну в Чемпионате Украины. Запись этой партии не сохранилась…).

Поначалу 16-й ход черных выглядит, как просмотр (17.d5), но это не так.

«На 17.d5 последовало бы 17…Kb4 и плохо 18.Лc1 из-за 18…K:a2 19.de K:c1 20.Ф:c1 Лc8» (П.Керес. «Шахматы в СССР», 1965, №3).


Оценив создавшуюся позицию, югославский гроссмейстер сыграл 17.а3. Постепенно инициатива перешла к черным, которые и победили на 52-м ходу.

Эта партия вновь пробудила всеобщий интерес к данному разветвлению неувядаемой чигоринской системы в Испанской партии. Большой вклад в ее дальнейшую разработку внес выдающийся советский гроссмейстер – Геннадий Павлович Кузьмин, в настоящее время проживающий в Луганске.

Напомним, что основоположник данного плана игры – Юрий Кнышенко – в 1940-м году представлял город Сталино (нынешний Донецк).

Донецк, Луганск… Ничего не будем больше говорить.

Хотелось бы, правда, чтобы названия этих городов, – косвенно, в виде фамилий их шахматных «полпредов», внесших большой вклад в развитие дебютной теории, – были увековечены.

О роли гроссмейстера П.П. Кереса в возрождении и укреплении данной системы – было сказано выше.

Вношу предложение: один из вариантов чигоринской системы Испанской партии, о котором говорилось в данной статье, назвать «вариантом Кнышенко-Кереса-Кузьмина».

* * *

Из «послужного списка» кандидата в мастера по шахматам Ю.В. Кнышенко:

  1. 2-кратный Чемпион г. Сталино (Донецка) – 1940, 1941.
  2. Чемпион Сталинской области – 1940.
  3. Участник Чемпионата Украины (Киев-1940).
  4. 8-кратный Чемпион г. Ростова-на-Дону – 1946-1948, 1950-1952, 1955, 1960.
  5. Победитель турнира кандидатов в мастера Ростовской области – 1960.
  6. Участник Чемпионатов РСФСР – (Свердловск-1946), (Ярославль-1949), (Кисловодск-1956).
  7. Призер четвертьфинала ХХ Чемпионата СССР – 3-е место (Ростов н/Д, 1951).
  8. Участник полуфинала ХХ Чемпионата СССР (Сочи, 1952).
  9. Призер всесоюзного Первенства ДСО «Наука» - 2-3 места (Одесса, 1953).
  10. Призер командного Чемпионата РСФСР (3-е место) в составе сборной Ростова-на-Дону (Чебоксары, 1950).
    Состав команды: Ю. Кнышенко, С. Пименов, Е. Ладыженский, Н. Мелихов, Ю. Гурфинкель, А. Емельянов.
  11. Призер командного Чемпионата РСФСР (3-е место) в составе сборной Ростова-на-Дону (Калинин, 1951).
    Состав команды: Ю. Кнышенко, Н. Мелихов, В. Багин, А. Григорьев, Е. Сапрохин, Кузин, Сармакешев, А. Баранов, Ю. Зимин, И. Хохловкин, Ю. Гурфинкель, Л. Мирошниченко.
  12. Победитель зонального турнира командного Чемпионата РСФСР в составе сборной Ростова н/Д (Ростов н/Д, 1953).
    Состав команды: Ю. Кнышенко, В. Багин, Н. Мелихов, С. Пименов, А. Григорьев, А. Кузнецова, А. Щитович.
  13. Победитель командного Чемпионата РСФСР в составе сборной Ростовской области (Ростов н/Д, 1972).
    Состав команды: А. Захаров, Г. Ходос, В. Бережной, А. Островский, Ю. Кнышенко, В. Завада, Е. Шевелевич, Л. Любарская, Н. Тарасова, Н. Аленина.
  14. Победитель командного Первенства ВУЗов РСФСР в составе команды Ростовского Государственного Университета (Ростов н/Д, 1961).
    Состав команды: Ю. Кнышенко, А. Турик, Е. Бебчук, Ш. Дуймакаев.

«Раскрытие» каждого пункта этого далеко не полного перечня невольно порождает вопрос – неужели наш герой был «всего-навсего» кандидатом в мастера?

Взять, к примеру, 9-ю «позицию» (чтобы быть ближе к шахматной тематике). 2-3-е места Ю.В. разделил с сильным московским мастером М. Бонч-Осмоловским, опередив не менее известных шахматистов – будущих мастеров – Ю. Коткова (Пермь) и В. Шияновского (Киев).

А победил в том турнире – не кто иной, как Виктор Львович Корчной…

Или, следующий, 10-й пункт.

Для его детализации проще всего обратиться к цифрам, представленным в следующих таблицах:



«Занявшая третье место команда Ростова-на-Дону состояла в большинстве из молодых участников, и это обстоятельство определило живую творческую линию в партиях ростовчан, которые имеют все основания высоко оценивать свой спортивный результат…

Превосходного результата достиг ростовский кандидат в мастера Ю.Кнышенко (9,5 очков), добившийся против мастеров внушительного счета – 4,5 из 6».

Журнал «Шахматы в СССР», 1950, №9


По отношению к Ю.В. Кнышенко выражение «наш герой» можно применить в самом прямом, изначальном смысле.

Из «Наградного листа» на лейтенанта Кнышенко Юрия Венедиктовича, командира взвода управления 4-й батареи 557 Корпусного артиллерийского полка:

«Тов. Кнышенко на протяжении всего наступления, находясь в боевых порядках пехоты, обеспечивал своевременное открытие огня батареи по целям, мешающим продвижению наших частей.

4 сентября, перед Ново-Тишево, под пулеметным и артиллерийским огнем, в непосредственной близости противника, тов. Кнышенко занял НП в подбитом танке и обеспечил комбату управление огнем.

Вместе с командиром батареи он обнаружил арт. батарею и скопление танков. Пристреляв батарею противника, тов. Кнышенко уничтожил ее огнем своей батареи, добившись прямого попадания. В момент ведения огня по скоплению танков он был ранен от прямого попадания снаряда в НП, но продолжал корректировать огонь. После второго ранения, убедившись, что танки рассеяны, тов. Кнышенко позволил себя эвакуировать.

За мужество и отвагу достоин награждения орденом «Красная Звезда».

Командир 557 Корпусного Арт. Полка
Полковник     Макарьев
7.09.43 г.


Награждаю орденом «Красная Звезда».
Командир 14 Гвардейской Пушечной Артиллерийской Бригады
Гвардии Полковник     Хасин
8.09.1943 г.


…Из предисловия к сборнику Исторического факультета РГУ «Исторические этюды» (вып. 5), посвященному памяти Ю.В. Кнышенко. Ростов-на-Дону, 2002 г.

«Не следует думать, что Юрий Венедиктович, занимаясь историей и культурой далеких веков, отгородился ими от современности. Он был человеком разносторонних интересов. Его домашняя библиотека – одна из лучших в Ростове – заполнявшая почти все пространство его двухкомнатной квартиры, включала много редких книг не только по истории, но и по многим разделам мировой культуры. В его гостеприимном доме товарищи по кафедре и работавшие с ним студенты могли получить нужную книгу, а также послушать малодоступные в то время магнитофонные записи Б. Окуджавы и В. Высоцкого…

Юрий Венедиктович был душой дружеской компании, собиравшейся у него дома, и за бокалом хорошего вина мастерски рассказывал анекдоты. Ничто человеческое не было ему чуждо. И когда мы говорим, что он был любим студентами, то можем уточнить: особенно студентками.

И Юрий Венедиктович отвечал им взаимностью»…


На этой жизнеутверждающей ноте позвольте завершить очередной фрагмент заметок о Юрии Венедиктовиче Кнышенко (1921–1990). Продолжение – следует…

Ю.В. Кнышенко
Фото из газеты Ростовского Университета «За Советскую науку» (18 октября 1960 г.)

Из шахматного наследия Ю.В. Кнышенко

А. Матохин (Сталинград)Ю. Кнышенко (Ростов н/Д)

Четвертьфинал ХХ Первенства СССР по шахматам, Ростов н/Д, 1951 г.

Шотландская партия

1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.d4 ed 4.K:d4 Cc5 5.Kb3

В середине прошлого века это старинное продолжение снова стало входить в моду. А в конце ХХ столетия модным стал и весь дебют в целом, «реанимированный» в матче на первенство мира между Каспаровым и Карповым в 1990-м году.

5…Cb6 6.a4 a6 7.Ce2

В 1951-м году – новый ход в данном разветвлении шотландской партии. Не тратя время на предварительное укрепление пешки е4 (7.Кс3), белые стремятся быстрее рокировать.

7…Фh4! 8.0-0 Kf6 9.g3

Белые жертвуют пешку, вероятно, полагая, что она «отравлена». И действительно, открытая вертикаль «е», на которой будут расположены ферзь и король черных, может создать для них большие проблемы…

9…Ф:е4! 10.K1d2 Фе6 11.Сс4


Отступление черного ферзя было бы его четвертым ходом на дебютном отрезке партии. Но чемпион Ростова-на-Дону так и не прикоснулся к своей самой сильной фигуре. Он сделал другой ход…

11…d5!! 12.Ле1 dc!

Этот ответ белые, очевидно, не предусмотрели. За «блуждающего» ферзя черные получают более чем достаточную компенсацию.

13.Л:е6+

Попытка забрать ферзя «со всеми удобствами», сыграв предварительно 13.К:с4, не проходила из-за 13…C:f2+! 14.Кр:f2 Ke4+ 15.Крf3 f5 16.Kbd2 0-0 17.Крg2 Фf7 и у черных не только лишняя пешка, но и сильная атака.

13…С:е6

Выясняется, что у коня на b3 нет удобного поля для отступления.

14.К:с4 С:с4 15.Фе1+ Се6 16.Се3 0-0 17.а5 С:е3 18.Ф:е3 Cd5 19.Kc5 Лfe8 20.Фс3 Ке5 21.Лd1 Kf3+22.Крg2 Сс6 23.h3 h5 24.b4 Ле2 25.Лd3 Л:с2 26.Фа3

Вот уже и белый ферзь испытывает затруднения с местом хорошей стоянки. Нельзя 26.Ф:с2 из-за 26…Kd4+ или Ke1++.

26…Ке1++ 27.Крf1 K:d3 28.K:d3 Лd8 29.Фb3 Лd2 30.Ke5 Лd1+ 31.Кре2 Л8d2+ 32.Кре3 Kd5+ 33.Крf3 f6.

Белые сдались.

Превосходная партия!

Прим. А. Бушкова


Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.