И вновь у меня в руках – одна из фотографий из семейного архива Нелли Куликовой-Ходос (Дюссельдорф, Германия).
В центре снимка – замечательный ростовский шахматист Герман Ходос, участник одного из шахматных турниров. Сразу же возникает вопрос – какого именно?
Не будем торопиться. Постепенно, «ход за ходом» попытаемся ответить на этот вопрос...
И вновь у меня в руках – одна из фотографий из семейного архива Нелли Куликовой-Ходос (Дюссельдорф, Германия).
В центре снимка – замечательный ростовский шахматист Герман Ходос, участник одного из шахматных турниров. Сразу же возникает вопрос – какого именно?
Не будем торопиться. Постепенно, «ход за ходом» попытаемся ответить на этот вопрос.
Первая зацепка – соперник Г. Ходоса, ленинградский шахматист В. Топровер. За доской они встречались нечасто, одна из возможных точек соприкосновения – Чемпионат РСФСР в Воронеже 1959-го года.
Как явствует из этой таблицы, в этом турнире играли еще двое ростовчан – Леонид Шамкович и Виталий Жилин.
Снова обратимся к фотографии. Нам повезло! Оказывается, в том же туре, в котором встречались Ходос и Топровер, играли и Жилин с Шамковичем, о чем свидетельствуют соответствующие таблички с фамилиями участников. Правда, их самих на сцене уже нет – партия завершилась. Осталась, однако, демонстрационная доска (справа) с заключительной позицией и табличкой «ничья».
Надо искать партию Жилин-Шамкович!
И снова нам везет. В «Шахматном бюллетене» за 1960-й год (№2) находим подборку партий Чемпионата России-1959. Их немного, но нужная нам партия имеется!
В этом поединке соперники-земляки изрядно «погромили» друг друга, действительно завершив свою встречу вничью.
У белых большой материальный перевес, но черные дают вечный шах:
Итак, с помощью «отпечатка пальцев», то бишь, – позиции на демонстрационной доске, удалось окончательно подтвердить наше предположение.
На фото – участники Чемпионата РСФСР 1959-го года в Воронеже.
Этот турнир имел также и статус полуфинала очередного, XXVII Чемпионата СССР.
Первые четыре призера выходили в финал.
Также потерпев неудачу в последнем туре, не добрал всего пол-очка до нормы мастера спорта и Герман Ходос. Мастером он станет в следующем, 1960-м году. А уже через год начнется «ударная» пятилетка (1961-1965) его блестящих выступлений за студенческую сборную команду Советского Союза.
* * *
Необходимо упомянуть и еще об одном «участнике» воронежского турнира. На фотографии не видно его лица, но по сапогам и маршальским лампасам можно легко догадаться, о ком идет речь.
И.В. Сталин. Портрет неизвестного художника, 1940-е годы
В те времена портреты и бюсты И.В. Сталина были непременными атрибутами актовых залов предприятий и учреждений, Домов культуры и т.д.
1937-й год. Москва, Большая аудитория Политехнического музея
Матч на звание Чемпиона СССР. На сцене – участники матча (
Иного дотошного читателя может охватить недоумение – 37-й год, это понятно,но турнир в Воронеже был в 59-м, спустя три года после ХХ съезда КПСС, который «решительно осудил культ личности» и т.д. Нет ли здесь противоречия?
Здесь надо иметь в виду один нюанс.
После ХХ съезда партии (1956-й год) демонтаж памятников Сталину, снятие его портретов, иные элементы внешней «десталинизации» – происходили в очень незначительной степени, в основном – по инициативе того или иного местного чиновника. Что же касается 1959-го года – тогда «партии и правительству» вообще было не до Сталина. В том году у советского руководства были другие заботы: пятилетний план развития страны пробуксовывал, вместо него было принято решение перейти к семилетнему плану. Для его одобрения и утверждения был созван внеочередной, XXI съезд партии. На нем тема Сталина вообще не затрагивалась. Портреты и памятники вождю, в основном, остались на своих местах.
Однако через два года, после XXII съезда, который по своей антисталинской направленности значительно превзошел свой аналог 1956-го года, тело
Ростов-на-Дону. Памятник И.В. Сталину на Набережной Дона
В начале ноября 1961-го года ростовчане, особенно любители ранней утренней рыбалки, придя на набережную, с ужасом взирали на скульптуру вождя: постамент – прежний, но сам Сталин – какой-то не такой! За одну ночь он осунулся, постарел, опирается на палочку… Посмотрели повнимательнее – батюшки! Да это никакой не Сталин! Забыв об улове, рыбаки спешно ретировались, делясь с каждым встречным-поперечным невиданным открытием. К вечеру вышло «официальное» разъяснение: на Набережной установлен памятник великому пролетарскому писателю Максиму Горькому. Который, как известно, жил в Ростове неподалеку, в доме на углу Ворошиловского проспекта и Донской улицы. А также работал грузчиком в порту. Получается, все правильно, «все путем», Алексей Максимович просто вернулся на берег Тихого Дона, столь хорошо ему знакомый.
Ростов-на-Дону. Памятник А.М. Горькому на Набережной Дона
* * *
…Но тогда, в 1959-м году, 18-летний ростовчанин Герман Ходос ничего этого еще не знал.
Он просто обдумывал свой очередной ход.
И, в конце концов, – победил.
* * *
Источники фото:
http://www.panoramio.com/photo/93347339
Журнал «Шахматы в СССР», 1960, №3
Автор глубоко признателен Нелли Куликовой-Ходос за предоставление фотографии из семейного архива.