Шахматы. Ростов. История и современность… Анатолий Турик

Доктор физико-математических наук, профессор Турик А.В.

У меня в руках – уникальный исторический документ: рукописная таблица Первенства Ростова-на-Дону по шахматам 1958-го года, составленная его победителем – кандидатом в мастера Анатолием Васильевичем Туриком. Показав отличный результат – 12,5 очков из 15 возможных, он с большим отрывом занял тогда 1-е место. А ведь его соперниками были такие известные в Ростове шахматисты (с которыми уже знакомы посетители нашего сайта) – как Игорь Хохловкин, Леонид Руденко, Николай Мелихов, Евгений Бебчук, Эдуард Козлов, Ефим Ладыженский…

Первое упоминание в печати о шахматисте Анатолии Турике приходится на далекий 1949-й год. Перелистывая пожелтевшие страницы главного советского шахматного журнала – «Шахматы в СССР» (№6), я обратил внимание на большую статью под заглавием «У юных шахматистов»...

Доктор физико-математических наук, профессор Турик А.В.

У меня в руках – уникальный исторический документ:


Рукописная таблица Первенства Ростова-на-Дону по шахматам 1958-го года, составленная его победителем – кандидатом в мастера Анатолием Васильевичем Туриком. Показав отличный результат – 12,5 очков из 15 возможных, он с большим отрывом занял тогда 1-е место. А ведь его соперниками были такие известные в Ростове шахматисты (с которыми уже знакомы посетители нашего сайта) – как Игорь Хохловкин, Леонид Руденко, Николай Мелихов, Евгений Бебчук, Эдуард Козлов, Ефим Ладыженский…

Очевидно, соревновательный график был в те времена настолько плотным, что Чемпионат города-1958 превысил отведенные для него календарные рамки и «выплеснулся» на начало следующего, 1959-го года…

Краткая биографическая справка.

Анатолий Васильевич Турик родился в 1934-м году в Пятигорске.

Там же, в 1952-м году, окончил среднюю школу. В том же году, будучи Чемпионом Пятигорска по шахматам, поступил в Ростовский Государственный Университет (РГУ) на физико-математический факультет. По окончании Университета (1957) и аспирантуры защитил кандидатскую диссертацию (1964), а впоследствии – докторскую (1980).

А.В. Турик – крупнейший специалист в области физики полупроводников, на его счету более 500 научных работ, в том числе 4 монографии.

Кандидат в мастера по шахматам.

Чемпион Ростова-на-Дону 1958-го года.

Дважды (1961-62) в составе команды РГУ занимал 1-е место в командном первенстве вузов РСФСР.


Первое упоминание в печати о шахматисте Анатолии Турике приходится на далекий 1949-й год. Перелистывая пожелтевшие страницы главного советского шахматного журнала – «Шахматы в СССР» (№6), я обратил внимание на большую статью под заглавием «У юных шахматистов». Вот некоторые выдержки из этой статьи.

«Ленинградский школьник Борис Спасский уже в 11 лет завоевал первую категорию. С тех пор прошел еще год… В чемпионате школьников Ленинграда 1949 года ученик 5-го класса Спасский разделил первое и второе места с учеником 10-го класса Геллером (Имеется в виду ленинградец Александр Геллер – будущий мастер – прим. авт.). Они обогнали игравшего вне конкурса кандидата в мастера Кириллова и чемпиона СССР среди юношей В.Корчного».


И далее –

«Большой интерес вызывают сообщения об успехах юных шахматистов со всех концов нашей страны.

Школьник Владимир Лебедев победил в чемпионате Батуми…

В Бутке (Свердловская область) в районном шахматном турнире на второе место вышел ученик 5-го класса Яша Гисинский…

Чемпионом города Кондопога стал ученик средней школы Василий Шкурник… Среди школьников Кировакана сильнейшим оказался ученик 8-го класса Г. Антонян…

Четвертое место в первенстве Пятигорска занял школьник А. Турик…»


* * *

– Анатолий Васильевич, скажите, пожалуйста, Вы помните тот чемпионат родного города?
– Конечно, помню. Как и то, что в последующих первенствах Пятигорска я уже занимал первые места.

– Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с шахматами.
– Вернулся с войны мамин брат, который играл в шахматы. Он и научил меня. А потом мне это очень понравилось. Я, правда, дальше учился играть самостоятельно, никакие секции и шахматные клубы не посещал, по причине отсутствия таковых в Пятигорске.

– Так что, в Ростов Вы приехали уже в ранге неоднократного чемпиона родного города?
– Да, это случилось в 1952-м году, когда я поступил на первый курс физико-математического факультета (тогда он так назывался) Ростовского университета.

– Ну, и Вы, наверное, став студентом РГУ, как-то включились в шахматную жизнь города, университета?
– Конечно! Здесь же был настоящий шахматный клуб, в отличие от нынешних времен, когда город фактически остался без шахматного клуба!

Я познакомился с директором клуба – Ароном Абрамовичем Богатиным, стал бывать там почти каждый вечер. Помню, когда я представился Богатину, и выразил пожелание принять участие в каких-то соревнованиях, встал вопрос о моей шахматной квалификации. Богатин обратился к кандидату в мастера Зимину и попросил его проверить меня. Мы сыграли две партии. Зимин положительно отозвался о моей игре, после чего меня включили в городскую команду «Буревестник» на последнюю доску. Так началась моя шахматная жизнь в Ростове.

Играл я весьма успешно, выигрывал почти все партии, так что я быстро продвигался вперед и вскоре стал одним из ведущих шахматистов «Буревестника».

Соревнований было много, играли мы непрерывно. За нашу команду выступал также и Эдуард Козлов, мой однокурсник по физмату РГУ.

После окончания университета в 1957-м году я был ассистентом кафедры, затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию.

Ну, а затем – надо было делать выбор между шахматами и научной работой. Не думаю, что я бы стал крупным шахматистом, если бы сделал тогда выбор в пользу шахмат – у меня память – не более, чем средняя…

Так что, вероятно, я правильно поступил, избрав научную карьеру… Университет тогда, при Юрии Андреевиче, был на подъеме, в отличие, опять-таки, от нынешних времен, работать в нем было интересно, престижно…

– Анатолий Васильевич, мне – также выпускнику Ростовского университета – близко и понятно то, о чем Вы говорите. С вашего разрешения, позвольте вернуться к шахматам. В 1955-м году, очевидно, после достижения Вами определенных спортивных успехов, Вы были включены в состав второго всероссийского турнира молодых кандидатов в мастера, который проходил в Калуге.

1 Штейн Леонид Захарович (1934-1973) – выдающийся советский шахматист, международный гроссмейстер, Заслуженный мастер спорта СССР, Трехкратный Чемпион СССР (1963, 1965, 1966), неоднократный победитель крупнейших международных турниров и двух Шахматных Олимпиад (в составе сборной СССР).

– Верно, я там играл. Первое место в этом турнире занял Леня Штейн1, и мне удалось с ним сыграть вничью! Штейн, конечно, играл намного сильнее всех без исключения участников турнира.

– Но и Вы сыграли неплохо! Вышли на 50%, набрали 7,5 очков из 15-ти, при этом опередили самого Александра Зайцева – будущего Чемпиона СССР, первого советского гроссмейстера-дальневосточника. Кстати, Вы не помните, как Вы с ним сыграли?
– Зайцева мне удалось победить.

– Здорово! Анатолий Васильевич, Вы и Ваши товарищи из команды РГУ неоднократно и весьма успешно выступали в различных командных соревнованиях.
– Да, помню чемпионат вузов РСФСР в Волгограде. За команду тогда играли Юрий Кнышенко, я, Евгений Бебчук, Шамиль Дуймакаев.

– В те времена в Университете была и очень сильная шахматистка – преподаватель историко-филологического факультета Алла Арсентьевна Кузнецова. Она была чемпионкой города, чемпионкой области…
– Прекрасно ее помню. К сожалению, Алла Арсентьевна ушла от нас…

2 Шамкович Леонид Александрович (1923-2005) – выдающийся советский (позднее – американский) шахматист, международный гроссмейстер, шахматный теоретик. Родился и вырос в Ростове-на-Дону. Двукратный Чемпион Российской Федерации (1954, 1956). Победитель ряда крупных международных турниров, в том числе – двух открытых Чемпионатов США (1976, 1977).

– Однажды ее соперницей была юная Нона Гаприндашвили. Это произошло в матче Ростов-Тбилиси. На первой доске тогда играли мастера Леонид Шамкович2 и Бухути Гургенидзе. Вы, наверное, тоже участвовали в подобных соревнованиях?
– Да, конечно! Выезжали в Харьков, Тбилиси. В Тбилиси добирались по Военно-грузинской дороге. Арон Абрамович, руководитель нашей команды, декламировал нам в пути стихи Лермонтова. Это было замечательно!

– Кто был тогда Вашим соперником?
– Не могу точно припомнить… Все-таки, с той поры прошло уже почти 60 лет…

– А с Шамковичем Вы встречались за шахматной доской?
– С Шамковичем я играл, как это ни покажется странным, - еще в Пятигорске. Он приехал туда по каким-то делам и попросил деятелей пятигорского спорткомитета предоставить ему возможность встретиться с кем-то из шахматистов. Выбор пал на меня. Конечно, Шамкович играл сильнее. Мы с ним сыграли в гостинице где-то шесть коротких партий. Две из них, правда, мне удалось выиграть.

Если Вы интересуетесь историей ростовских шахмат, о Шамковиче надо написать обязательно. Он был выдающимся шахматистом.

– Да, конечно, я постараюсь это сделать. Кстати, именно Шамкович уверенно предсказал блестящее будущее юного Гарри Каспарова, проиграв ему партию на четвертой доске в матче СССР-США на Олимпиаде на Мальте в 1980-м году. Каспарову было тогда 17 лет, Шамковичу – 57.
– Ну, Каспаров – это гениальный шахматист. Не «выдающийся», а именно гениальный. Кстати, он весьма нелестно отозвался о таланте Карякина…

– Вы следили за ходом матча?
– Да, я смотрел партии, читал комментарии Сергея Шипова. Хорошие комментарии. А Каспаров сказал примерно так: Карлсен был плохо подготовлен к поединку, и богиня шахмат Каисса разозлилась и отвернулась от него. Но не настолько, чтобы повернуться лицом к невзрачной игре его соперника…

– Да, но, все-таки, Карякину удалось красиво спасти две совершенно, казалось бы, безнадежные партии – 4-ю и, особенно, 2-ю, на тай-брейке…
– Это там, где ладья против двух слонов? Да, это было великолепно! Но, все-таки, Карлсен сильнее. Карякин, мне кажется, стал претендентом достаточно случайно. Каруана, тот же Аронян… Они были не менее достойны сыграть в подобном матче.

– Анатолий Васильевич, позвольте отнять у Вас еще несколько минут. Каково Ваше общее впечатление о шахматной жизни Ростова 50-х – 60-х годов?
– Великолепное впечатление! Свой шахматный клуб, возможность встречаться с коллегами, говорить с ними, причем, не только на шахматные темы. Ну и, конечно, – Арон Абрамович Богатин… Так что, мое впечатление – это была интенсивная, напряженная и очень продуктивная шахматная жизнь… В то время. В отличие от нынешнего…

– Вы – шахматист, хороший, сильный шахматист и в то же время Вы – выдающийся ученый-физик, доктор наук, профессор. Ваша работа и шахматы – они как-то пересекались?
– Без всякого преувеличения – влияние шахмат было колоссальным. Вот, в некрологе, посвященном Эдуарду Козлову, говорилось о его шахматном мышлении. Это полностью относится и ко мне.

Физика, химия… Мы все время решаем обратные задачи. Это когда нам известно следствие, а нужно выяснить причину. Вообще, необходимость постоянного выявления шахматных причинно-следственных связей дисциплинирует мышление в огромной степени. Что касается меня, то думаю, что без шахмат я, может быть, и стал бы кандидатом наук, но… доктором точно бы не стал!

– Позвольте от души поблагодарить Вас, уважаемый Анатолий Васильевич, за эту беседу. И пожелать в преддверии наступающего вскоре Нового года – здоровья, новых творческих успехов и всего самого доброго! Большое спасибо.
– Спасибо Вам.

(с А.В. Туриком беседовал А.Я. Бушков)

* * *

А.В. Турик. Дружеский шарж Леонида Белова (РГУ – ЮФУ)

1959-й год, физмат РГУ, кафедра экспериментальной и теоретической физики.
«В рабочий полдень». Ассистент кафедры Анатолий Турик (слева) и студент 3-го курса физмата РГУ Шамиль Дуймакаев.
Газета РГУ «За советскую науку», 1959, №20, от 25 мая. Фото Г. Корольченко.

2009-й год. Команда физического ф-та, занявшая I место в шахматном турнире Спартакиады профессорско-преподавательского состава ЮФУ.
Слева направо: А.В. Турик, А.Л. Цветянский, Ш.И. Дуймакаев.


* * *

Е. Самойлов («Труд»)А. Турик («Буревестник»)

Чемпионат Ростова-на-Дону – 1958

Сицилианская защита

1.e4 c5 2.Kf3 Kc6 3.d3

Белые избегают обычного продолжения 3.d4, стремясь уйти от теоретических вариантов.

3…g6

Слону черных на g7 при избранном белыми продолжении принадлежит большое будущее.

4.g3 Cg7 5.Cg2 d6 6.Kbd2

Лучше 6.Кс3

6…e5 7.0-0 Kge7 8.c3 0-0 9.Kc4

Этот ход только способствует перехвату инициативы черными. Следовало играть 9.Ке1 с последующим f4.

9…b5 10.Ke3 Лb8 11.a4 b4 12.Kd2 bc 13.bc Ca6 14.Kdc4 Ka5 15.f4

После этого хода чернопольный слон черных с решающим эффектом вступает в игру.

15…ef 16.Л:f4 C:c3 17.Cd2

Если 17.Ла2, то 17…Сd4 18.Крh1 Лb1, и положение белых безнадежно.

17…K:c4 18.dc C:a1 19.Ф:a1 Kc6

Черные четко реализуют свой материальный перевес.

20.Kd5 Ke5 21.Kf6+ Крg7 22.Cf1

Косвенно защищая пешку с4, т.к. на 22…C:c4 последует 23.C:c4 K:c4 24.Kh5++ и выигрывают уже белые.

22…Фс7 23.Kd5 Фb7 24.Лh4

Запоздалая активность.

24…h5 25.Фc1 Kf3+ 26.Крh1 K:d2 27.Фc3+ f6 28.Ф:d2 C:c4 29.Kf4

Нельзя 29.С:с4 из-за 29…Фb1+ 30.Крg2 Лb2.

29…Фb1.

Белые сдались.

(Примечания Н. Мелихова. Ростовская областная газета «Молот», 28 марта 1959 г.).



Источники фото:
Автор глубоко признателен А.В. Турику за предоставленные иллюстрации.
http://sfedu.ru/www/gallery.gallery_show?p_phg_id=3881

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.