Выдающийся деятель советских, российских шахмат, мастер спорта Евгений Александрович Бебчук, (1939-2005) – является «выпускником» ростовской шахматной школы. Выдвинувшись в юношеских соревнованиях, он в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века зарекомендовал себя, как один из сильнейших шахматистов нашего города. Уже в этот период талантливый кандидат в мастера и «по совместительству» - студент отделения журналистики филологического факультета РГУ – вышел фактически на мастерский уровень...
Выдающийся деятель советских, российских шахмат, мастер спорта Евгений Александрович Бебчук, (1939-2005) – является «выпускником» ростовской шахматной школы. Выдвинувшись в юношеских соревнованиях, он в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века зарекомендовал себя, как один из сильнейших шахматистов нашего города. Уже в этот период талантливый кандидат в мастера и «по совместительству» - студент отделения журналистики филологического факультета РГУ – вышел фактически на мастерский уровень.
Однако отсутствие турниров с необходимой квалификационной нормой какое-то время не позволяло
Е. Бебчук – А. Томсон
Полуфинал Чемпионата Москвы (1963)
Защита Каро-Канн
С намерением сыграть на следующем ходу
После этого неудачного хода атака белых развивается «сама собой».
Черным следовало предпочесть
и, не дожидаясь эффектного, хотя и достаточно очевидного удара
25.Лh8+ (с матом в три хода),
Черные сдались.
Яркая победа!
Став мастером спорта, Евгений Александрович продолжил успешные выступления в турнирах самого высокого уровня. Но его кипучая энергия искала, очевидно, иные, нетрадиционные формы реализации своих потенциальных возможностей. Еще в Ростове Арон Абрамович Богатин «пристрастил» Бебчука к организации и судейству шахматных соревнований. Его дебютом на этом поприще стал Чемпионат СКВО. А после переезда в Москву начинающему арбитру, студенту МГУ, доверили проведение товарищеского матча уже другого, более высокого армейского уровня – между Маршалами Советского Союза
В жизни нашего земляка его основная профессия – журналистика – теснейшим образом перекликалась с шахматами. Много лет он был главным редактором газеты «Московский комсомолец», одновременно ведя в ней и шахматный отдел. Издавал журнал «Строитель», был шахматным обозревателем «Парламентской газеты», «Красной Звезды». С 1993-го по 1996-й год
Он никогда не забывал о родном городе, привозя в Ростов шикарные подарки в виде визитов Михаила Таля, других выдающихся шахматистов, помогая в организации и проведении на донской земле крупнейших шахматных соревнований.
* * *
…В 2006-м году, спустя год после безвременной кончины
Предлагаем их вниманию наших читателей.
Уже год нет с нами Евгения Бебчука. Мастер спорта СССР, прекрасный журналист, энергичный организатор, генератор самых смелых идей в переустройстве шахматного мира – он казался неутомимым и вечным. Активно совмещал высокопрофессиональную работу журналиста с общественной деятельностью в шахматах. Был вхож в кабинеты высоких республиканских и московских начальников, имел добрые отношения со всеми послевоенными чемпионами мира.
Так случилось, что за всем перечисленным я наблюдала со стороны, однако достаточно хорошо знала его в самом начале нашей шахматной биографии.
В 1957 году во Владимире проходило командное первенство СССР среди юношей и девушек. 10 союзных республик, включая Москву и Ленинград, делегировали на него по 8 сильнейших юношей и по 4 девушки не старше 18 лет. В сборной команде РСФСР на 3-й доске играл ростовчанин Женя Бебчук, а я играла на 2-й доске девушек. Накануне первенства СССР здесь же, во Владимире, у нас был учебно-тренировочный сбор. И хотя с тех пор прошло почти 50 лет, воспоминания об этом сборе и этом соревновании сохранились совершенно отчетливо.
Женя не был лидером команды в спортивном смысле слова. Но он был центром притяжения, всеобщим любимчиком, хохмачом. С ним было весело и интересно. На все случаи жизни у него были в запасе «аналогичные истории» с обязательным смешным концом, анекдоты, забавные рассказы, просто байки. Однако не все его хохмы были безобидными.
Однажды на берегу Клязьмы вся команда, включая девочек, играла в футбол, после чего особо смелые полезли освежиться в холодноватую воду. Женя – в первых рядах. Он тогда был спортивным парнем, занимался борьбой, «коренастый и широкоплечий», как писал о нем «Советский спорт» после нашей победы. Игравший на 1-й доске Гера Ходос, тоже ростовчанин, был полным Жениным антиподом – интеллигентный, воспитанный, изнеженный пай-мальчик, худенький и близорукий. Женя постоянно задирал его, а тут затащил в воду и стал притапливать. Периодически выпускал голову, давал отдышаться и предлагал: «Пой гимн Советского Союза со слов: «…нас вырастил Сталин». Гера гордо молчал, но после нескольких насильственных погружений был вынужден исполнить требуемое. Зрители на берегу бессовестно покатывались с хохоту, а Гере было не до смеха… Но все обошлось, никто не простудился, а обида растворилась в шутках-прибаутках, и к началу соревнований наша команда была дружным и сплоченным коллективом.
У нас были замечательные тренеры – опытные Рашид Гибятович Нежметдинов, Георгий Владимирович Бастриков и молодой мастер Николай Владимирович Крогиус. Но в составе команды абсолютно не было звезд, даже начинающих, тогда как в командах основных конкурентов уже были такие знаменитости, как Нона Гаприндашвили и Алла Кушнир. Зато у нас была потрясающая география – Дагестан, Краснодар, Красноярск, Ростов, Таганрог, Улан-Удэ, Уфа, Челябинск, и у нас был харизматичный Женя Бебчук.
По ходу турнира случались и успехи, и неудачи. Женя никогда не унывал сам и никому не давал унывать. Конечно, мы все болели друг за друга, но он при этом умел вовремя утешить, подбодрить, похвалить и снять напряжение. К каждому следующему туру все были в хорошем боевом настроении. Теперь я понимаю, что фактически он был нашим негласным капитаном и немало поспособствовал тому, что пятеро из нас стали победителями на своих досках, а команда заняла первое место. Интересно, что «Советский спорт» от 7 сентября 1957 года дал большой материал под заголовком «Победа юных шахматистов РСФСР», где подробно рассказано обо всех участниках нашей команды и приведены фотографии.
Через 18 лет мы с Женей встретились уже в Москве. Он был все такой же активный, деятельный. После окончания института служил в армии и работал в шахматном клубе МВО. Благодаря ему я попала в ЦДСА, где он познакомил меня с моим будущим мужем.
В дальнейшем наши дороги шли параллельно, почти не пересекаясь. Я читала его статьи в «Московском комсомольце» и шахматной периодике. Иногда видела его на крупных шахматных мероприятиях, такого занятого и делового, рядом с Талем, Спасским, Каспаровым.
А в 1991 году мы встретились в ЦШК на семейном турнире. Было приятно видеть его красивых статных сыновей. Только в команде Бебчуков был полностью мужской состав. Еще через дюжину лет Женя привлек меня к работе в Ветеранской комиссии РШФ. Который раз я подивилась его энергии и работоспособности. Будучи главным редактором журнала «Строитель», он вел шахматный отдел в «Парламентской газете», создал и обеспечивал функционирование Международной Академии шахматного творчества, находил спонсоров и проводил Мемориалы Ботвинника. По вечерам у себя в редакции принимал ветеранов-шахматистов. Проводил заседания комиссии, устраивал турниры и вечера, «выбивал» средства на ветеранские чемпионаты России, Европы и мира. Организовывал юбилейные торжества для наших звездных ветеранов.
Он очень много нагружал себя и абсолютно не берег здоровье. Вокруг него было всегда много народу. За кого-то он хлопотал, кого-то куда-то устраивал, помогал, ободрял… По сути, он мало изменился с того памятного юношеского чемпионата.
Наверное, каждый, кто знал и любил Женю, будет помнить своего Бебчука. Он действительно был разносторонней и многогранной личностью.
А в моей памяти он навсегда останется веселым и озорным 18-летним юношей, хорошим и добрым другом.
Участники юношеского командного Первенства СССР,
Римма Казьмина (Билунова) – РСФСР, Челябинск.
Вася Вавилин – Москва.
Женя Бебчук, Игорь Виленкин (РСФСР, оба – Ростов н/Д).
Источники фото:
Фото из архива Р.И. Билуновой.