40 дней со дня смерти Эльдара Александровича Рязанова

Известно, что Э.А. Рязанов начинал свой путь, как режиссер-документалист.

Меня, как любителя шахмат, всегда интересовала судьба его ранней, второй по счету работы – документальной «10-минутки» «На первенство мира по шахматам», снятой в 1951-м году во время матча М. БотвинникД. Бронштейн. Поиск в Интернете не давал никаких результатов. Отрывочные фрагменты самых разнообразных форумов свидетельствовали о том, что и многие другие «следопыты», прямо-таки, отчаялись в поисках этого фильма...

Известно, что Э.А. Рязанов начинал свой путь, как режиссер-документалист.

Меня, как любителя шахмат, всегда интересовала судьба его ранней, второй по счету работы – документальной «10-минутки» «На первенство мира по шахматам», снятой в 1951-м году во время матча М. БотвинникД. Бронштейн. Поиск в Интернете не давал никаких результатов. Отрывочные фрагменты самых разнообразных форумов свидетельствовали о том, что и многие другие «следопыты», прямо-таки, отчаялись в поисках этого фильма.

Но вот, в скорбный день – 30 ноября, день смерти Э.А.Рязанова, чья-то добрая рука разместила его в сети:

Позволю себе вкратце прокомментировать некоторые моменты.

  1. Фильм Рязанова – добротный, очень качественный исторический документ. Лента создавалась в соответствии с «форматом», характерным для своей эпохи. За отведенное, очень короткое время, зритель должен был получить общее визуальное представление о шахматном матче, за ходом которого следили, без преувеличения, десятки миллионов людей во всех уголках Советского Союза.

    Не следует искать в фильме какую-то психологическую глубину, в частности, во взаимоотношениях участников матча, которые в реальности, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Мне кажется, не надо также отыскивать и некие параллели между данным фильмом и другими, «художественными» работами великого режиссера.

  2. Не располагая статистикой, трудно судить о количестве зрителей, посмотревших фильм. Можно сказать одно – их было очень много. Ведь обычно сеанс в советских кинотеатрах состоял из двух неодинаковых по времени частей: короткой документальной «прелюдии», т.е. «киножурнала» и основного, 1,5-часового художественного фильма. Советские люди с удовольствием и интересом смотрели киножурналы. Особенно популярными были «Новости дня», «Иностранная кинохроника», «Советский спорт». В регионах – «По Дону и Кубани», «Советский Урал», «Енисейский меридиан» и т.д. Как правило, каждый выпуск киножурнала представлял собой «нарезку» из нескольких сюжетов. Но были и журналы, подобные рязановскому, – посвященные одному единственному событию.

  3. Начинающему режиссеру была «придана» мощная бригада опытных кинооператоров. Так, двое из них – Владимир Ешурин и Михаил Ошурков – прошли фронтовую школу, их работы неоднократно удостаивались Сталинских премий – высших по тем временам наград.

  4. Режиссер увековечил облик ряда выдающихся советских и зарубежных шахматистов, а также деятелей ФИДЕ – Международной Шахматной Федерации.

    Обратите внимание на английского шахматиста Роберта Вейда, представлявшего также Новую Зеландию. В дни матча он установил своеобразный «антирекорд» сеансов одновременной игры, не побитый, кажется до сих пор. В сеансе на 30-ти досках против московских пионеров Вейд не сумел выиграть ни одной партии (!), в 20-ти он потерпел поражение и только 10 сумел завершить вничью! Хуже, пожалуй, выступал только Остап Бендер… Об успехе московских ребят, конечно, знали создатели фильма, но «формат» и деликатность по отношению к гостю сделали свое дело – этот эпизод в фильм не вошел.

  5. 5 минут и 36 секунд от начала. Крупный план, мужчина и женщина, сидящая рядом. Это гроссмейстер Василий Смыслов и его жена, Надежда Андреевна. Очевидно, интуиция подсказала Эльдару Александровичу, что он снимает будущего Чемпиона Мира. И он оказался прав. Спасибо ему за это.

И за многое другое, что трудно выразить словами…


Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.