75 лет назад, в сентябре-октябре 1940-го года, в истории нашего города произошло знаменательное событие – в 12-м Первенстве СССР по шахматам звание Чемпиона завоевал ростовчанин, мастер спорта Игорь Захарович Бондаревский.
Достижение это является поистине уникальным: за прошедшие три четверти века число ростовчан – шахматных королей Союза (впоследствии – России) – не увеличилось…
Ранее в нашем блоге мы уже дважды писали об
Приглашаем читателей продолжить «заданную тему», прикоснувшись к легендарным страницам еженедельной советской газеты
75 лет назад, в сентябре-октябре 1940-го года, в истории нашего города произошло знаменательное событие – в 12-м Первенстве СССР по шахматам звание Чемпиона завоевал ростовчанин, мастер спорта Игорь Захарович Бондаревский.
Достижение это является поистине уникальным: за прошедшие три четверти века число ростовчан – шахматных королей Союза (впоследствии – России) – не увеличилось…
Ранее в нашем блоге мы уже дважды писали об
Приглашаем читателей продолжить «заданную тему», прикоснувшись к легендарным страницам еженедельной советской газеты «64» за 1940-й год – частице нашей истории…
XII ВСЕСОЮЗНОЕ ШАХМАТНОЕ ПЕРВЕНСТВО
5 сентября 1940 г. в Москве начинается XII всесоюзное шахматное первенство.
В турнире примут участие – гроссмейстеры СССР: чемпион страны орденоносец
Ожидается участие мастеров
XII всесоюзное шахматное первенство выделяется исключительно сильным составом участников.
Наряду с многократным чемпионом СССР, победителем московского и ноттингэмского международных турниров
Особый интерес вызывает участие впервые играющего во всесоюзном первенстве гроссмейстера Кереса, добившегося крупнейших успехов в международных соревнованиях.
Турнир будет проходить в Большом зале Московской государственной консерватории имени
Первый тур – 5 сентября.
Начало игры в 18 час. 30 мин.
Во время турнира для зрителей будут организованы консультации, демонстрация партий, сеансы одновременной игры и лекции мастеров.
Комментарии:
1. «Орденоносец Ботвинник». Орденами в те годы награждались очень немногие граждане страны Советов. Эти люди, как правило, были всенародно известны, их узнавали на улицах, приветствовали, просили автографы; принадлежность к советской элите отмечалась в печати, указывалась в титрах кинофильмов...
2. Помимо исключительно сильного состава, особенность Чемпионата состояла также и в том, что в нем должны были принять участие шахматисты из новых советских республик – Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР.
3. Из «провинциальных» городов только Ростов-на-Дону был представлен сразу двумя участниками – мастерами Бондаревским и Стольбергом.
4. Перед стартом «фаворитами» Первенства считались участники, имевшие высокое гроссмейстерское звание –
Говорят участники Чемпионата.
Андре Лилиенталь, Чемпион Москвы:
Ни одна страна в мире не может и мечтать о шахматном чемпионате со столь сильным составом.
Достаточно назвать имена гроссмейстеров Ботвинника и Кереса, которые могли бы украсить любой первоклассный международный турнир…
Упорно бороться за победу будут, по-моему, и гроссмейстеры Котов и Левенфиш. Мне хочется отметить еще талантливого москвича Смыслова и юного ростовчанина Стольберга. Оба они, несомненно, растущие мастера с большим будущим. Смыслов уже сейчас является одним из сильнейших шахматистов столицы. Большое впечатление на меня произвела, между прочим, партия Авербах-Смыслов из последнего чемпионата Москвы, блестяще выигранная черными.
Со Стольбергом я познакомился года три-четыре назад во время моих выступлений в Ростове. Стольберг дважды играл против меня в сеансах одновременной игры (обе партии я, конечно, проиграл) и показал мне несколько своих партий того периода. Меня уже тогда поразила глубина фантазии 14-летнего школьника…
Игорь Бондаревский:
…Ростовчане многого ждут от талантливого Стольберга, шахматиста больших творческих возможностей. О себе говорить трудно. Могу лишь сказать, что я неплохо подготовился к предстоящей борьбе. После длительного перерыва я в этом году принял участие в трех турнирах с сильным составом. Это явилось хорошей тренировкой.
Участники Первенства играли на сцене Большого Зала Московской Консерватории.
Это придавало турниру особую торжественность и значимость. В состав судейской бригады был включен выдающийся советский скрипач Давид Ойстрах – сильный шахматист, первокатегорник (соответствует уровню нынешнего мастера).
Об атмосфере, царившей на турнире и за его пределами, можно судить по репортажам из газеты «64», а также из специального бюллетеня «12-й шахматный Чемпионат СССР»:
Каждую ночь, через 7 минут после боя кремлевских курантов, к микрофону подходят шахматные мастера. И эфир разносит их рассказы об итогах турнирного дня… По этим рассказам можно судить о том, что происходило на десяти черно-белых столиках, установленных на обрамленной цветами сцене Большого консерваторского зала.
Москва, да и не только Москва, переживает сейчас шахматные дни. Шахматами полны газеты, о них говорят всюду: в метро, поездах, трамваях. Вести о троекратной победе ростовчанина Игоря Бондаревского и о поражении трех гроссмейстеров интересуют десятки и сотни тысяч людей, играющих и даже не играющих в шахматы.
Двухтысячный зал ежедневно полон. Все взоры обращены на участников соревнования и на демонстрационные доски, отражающие ход за ходом турнирную борьбу.
Г. Рошаль (кинорежиссер-орденоносец):
«Вряд ли возможно представить себе вид зрелища, где бы зритель мог проявить такую же активность, как на шахматном турнире. Ему достаточно перевести глаза, чтобы из пламенных страстей одной партии перейти в размеренную тишину другой. Он каждый вечер создает себе по собственному усмотрению комбинацию впечатлений, являясь бесспорным участником действия, происходящего на сцене. Ему дано по своему вкусу выбирать мизансцены и драматические конфликты.
Именно поэтому я люблю посещать турниры и слежу, как за родственной областью, за великолепным искусством шахмат, особенно когда они в руках блистательных мастеров, которыми так богата наша страна».
Н. Крючков (киноартист, дважды орденоносец):
«Я следил за борьбой сильнейших не только как начинающий шахматист, но и профессионально – как актер. Если бы мне на сцене или в кино пришлось изображать шахматного мастера в «боевой» обстановке, я постарался бы передать бурю переживаний, закованную в панцирь внешнего спокойствия. Участники, сделав ход, неторопливо прогуливаются, а внутри у них всё клокочет. Они смотрят на доски соседей невидящими глазами: их мысли поглощены собственной партией. В эти часы они превращаются в сгусток воли, комок нервов».
Общий вид турнирного зала 12-го Чемпионата СССР по шахматам
Картина, характерная для 40-х годов прошлого века (слева направо): спортивный комментатор Вадим Синявский, мастера Вячеслав Рагозин и Игорь Бондаревский подводят итоги очередного тура Первенства страны. На втором плане – мастер
(«Слова подобраны старательно. Но как их мало, этих слов! Я говорю с тобой по радио – далекий город, мой Ростов» – Николай Доризо).
* * *
…В первом туре Бондаревский в отличном стиле победил Ботвинника. Трудно предположить, о чем думал наш земляк перед этой партией. Может быть, он вспомнил о том, что всего 4 года назад, когда Игорь Захарович был «всего-навсего» Чемпионом Ростова и первокатегорником, Ботвинник с блеском выиграл турнир в Ноттингеме, сыграл «бессмертную» партию с самим Александром Алехиным, получил орден, всесоюзную известность, обратился с письмом к «товарищу Сталину», в котором заверил вождя в том, что готов к новым победам во славу нашей советской Родины? Или о не менее «бессмертной» партии Ботвинника с Капабланкой из АВРО-турнира 1938-го года? «Пропитавшись» подобными настроениями, можно, было, наверное, довести себя до состояния васюкинских шахматистов, которые были готовы сдаться «гроссмейстеру» («старшему мастеру» Остапу Бендеру) не позднее 22-го хода… Но Бондаревский «пошел иным путем». Собрал волю в кулак, хорошо подготовился к партии, применил новую дебютную идею, активно провел миттельшпиль, добился подавляющего позиционного перевеса, а в окончании – осуществил «маленькую комбинацию» в духе Капабланки! Блестящая победа!
После окончания партии, не сдержав нахлынувших эмоций, Игорь Захарович «бросил» за кулисами: «Да Ботвинник совсем не умеет играть!»…
Слова эти, сорвавшиеся в секунду торжествующего затмения, тут же передали Ботвиннику. Отношения двух выдающихся шахматистов были омрачены на всю оставшуюся жизнь…
Комментирует И.З. Бондаревский
И. Бондаревский (Ростов-на-Дону) – М. Ботвинник (Ленинград)
12-й Чемпионат СССР, Москва, 1940 г.
Защита Нимцовича
1.d4 Kf6 2.c4 e6 3.Kc3 Cb4 4.a3.
Этот острый вариант Земиша опять становится модным. Белые получают двух слонов и пешечный центр, однако несколько отстают в развитии. Кроме того сдвоенные пешки «с» часто служат источником затруднений.
4… С:c3+ 5.bc c5 6.e3 0-0.
Черные пока не определяют свою систему защиты, сохраняя возможность, после того как выскажутся белые, играть d5 или d6 с последующим е5. Если
7.Сd3 Kc6 8.Ke2 d6 9.e4 e5.
Черные могли продолжать
10.d5 Ka5 11.0-0 a6?
План черных ясен: они подготавливают b5, стремясь получить игру на ферзевом фланге. На мой взгляд, этот план не отвечает требованиям позиции. Во-первых, белые избавляются от пешечных слабостей, а во-вторых, всякое вскрытие игры только в их пользу. Позиционно правильно было:
12.Kg3 b5 13.cb c4 14.Cc2 ab 15.a4! ba
Если
16.Л:a4 Kd7
Ботвинник намерен захватить пункт с5, однако на это затрачивается очень много времени и в результате черные попадают под мертвую связку по линии а. Лучше было
17.Ce3 Kc5?
Теперь белые добиваются выигранной позиции. Лучше
18.C:c5 dc 19.Фh5!
Выигрывает важный темп для сдвоения ладей.
19… f6 20.Лa1 Cd7.
Можно было развязаться путем
Пользуясь полной скованностью противника, белые не спешат с решительными действиями и улучшают свою позицию. 25-й и 26-й ходы белых предупреждают возможные неприятности по первой горизонтали.
25… Ла6 26.h3 Фd8.
Пешка с4 все равно должна была погибнуть. Испытывая недостаток во времени на обдумывание, Ботвинник сразу отдает ее с целью упростить позицию.
После ряда разменов получился выигранный для белых эндшпиль. Сейчас они переводят слона на открытую диагональ с угрозой
33.Сd1 Kpg6
Любопытно
34.Cg4 Cd7
35.d6! Ф:d6
Черные сдались.
Через неделю после начала Чемпионата очередной номер «64» начался с заголовка, вселившего радость в сердца всех ростовчан – наши впереди!
Впрочем, «полное счастье» было недолгим. После поражения от Михаила Ботвинника (не пожелавшего, видимо, получить вторую «баранку» от назойливых ростовчан) Марк Стольберг основательно снизил скорость и в дальнейшем уже не участвовал в борьбе за призовые места. Вероятно, 18-летнему шахматисту не хватило достаточного опыта игры в подобного рода «супертурнирах».
– Ничего, Марк свое возьмет! Дайте только срок! – успокаивали ростовчане своего земляка и самих себя…Кто мог тогда знать, что шахматные часы начали уже отсчитывать последние годы жизни нашего гениального Стольберга. Приближалась война…
Зато Бондаревский развил «бешеный» темп! Лишь осечка в самом последнем туре (поражение от Лилиенталя) не позволила ему взять чистое первое место. Чемпионами СССР стали двое – Игорь Бондаревский и Андре Лилиенталь. 3-е место занял Василий Смыслов – наша шахматная надежда, будущий Чемпион Мира…
Победители 12-го Чемпионата СССР по шахматам (слева направо):
…Из газеты «64», №53, 1940 г.
Встреча победителя.
В зале ожидания Ростовского вокзала 11 октября можно было увидеть большую группу людей с букетами цветов. Десятки шахматистов пришли встречать Бондаревского.
Здесь его старые партнеры Мосяков и Богатин, молодые воспитанники из Дворца пионеров – Биглова и Чилигаров, представители областного и городского комитетов физкультуры. Горячо встретила общественность Ростова одного из победителей всесоюзного чемпионата.
Мастер получил множество приглашений. Дом ученых, клуб электриков, общество «Спартак» и многие другие организации просят его провести лекции о чемпионате.
ДСО «Наука» наметила организовать встречу Бондаревского с научными работниками и студентами. Городская секция решила провести несколько шахматных вечеров с докладами и сеансами Бондаревского…
Выдающийся советский шахматист, международный гроссмейстер Игорь Захарович Бондаревский (1913-1979), в силу проблем со здоровьем, сравнительно рано «сошел с дистанции» в качестве непосредственного участника тех или иных соревнований. Однако, вклад его в шахматное искусство огромен. Это и выдающиеся успехи в «заочных» шахматах (игра по переписке), и неоценимый вклад в теорию дебютов (система Бондаревского-Тартаковера-Макогонова в ферзевом гамбите) и, конечно же, – тренерская работа. Говоря об этом, обычно сразу же упоминают главного подопечного Игоря Захаровича – 10-го Чемпиона Мира – Бориса Спасского.
Это не совсем так.
Взгляните, пожалуйста, на этот снимок.
Он сделан в Сочи, в марте 1967-го года, на сессии Всероссийской шахматной школы под руководством
А в левом нижнем углу фотографии – худенький мальчик, Толя Карпов, самый молодой мастер Советского Союза.
Когда-то, в довоенные годы, таковым был Марк Стольберг. Затем его «сменил» Василий Смыслов.
Жизнь продолжается…
Источники фото:
http://chesspro.ru/_events/2007/voronkov_rc40.html
http://soloscacchi.altervista.org/?p=32321
http://chesspro.ru/_events/2010/sveshnikov.html