Скрепы Владимира Сыромятникова (к 40-летию полета «Союз-Аполлон»)

Владимир Сергеевич Сыромятников (1933-2006)

Как-то быстро и незаметно «отшумели» достаточно скромные мероприятия, связанные с 40-летием исторического полета советского космического корабля «Союз» и американского – «Аполлон». «ЭПАС-75» (Экспериментальный полет «Аполлон-Союз») – аббревиатура, дошедшая до нас из «проклятого прошлого» и хорошо знакомая в те годы каждому школьнику, – потребовала в наши дни определенной разъяснительной «реанимации».

Главным «конструктором-стыковщиком» всего советско-американского проекта был Владимир Сергеевич Сыромятников.

Увы, за сорок лет много воды утекло. И сейчас, когда скороговоркой и второпях наши телевизионщики, блоггеры и прочие «журналисты» отмечали юбилей легендарного полета, имя Сыромятникова не было упомянуто ни разу…

«А теперь о самом главном. Мы (космонавты международной космической станции «Паритет» - авт.) отважились посетить эту планету внеземной цивилизации…На наш запрос по поводу стыковки они объяснили нам, что это не проблема, ибо их летательный аппарат обладает способностью герметического примыкания к любому предмету любой конфигурации и конструкции…»

Чингиз Айтматов. «Буранный полустанок».

Как-то быстро и незаметно «отшумели» достаточно скромные мероприятия, связанные с 40-летием исторического полета советского космического корабля «Союз» и американского – «Аполлон». «ЭПАС-75» (Экспериментальный полет «Аполлон-Союз») – аббревиатура, дошедшая до нас из «проклятого прошлого» и хорошо знакомая в те годы каждому школьнику, – потребовала в наши дни определенной разъяснительной «реанимации».

На различных сайтах, в телевизионных сюжетах – быстро промелькнули основные этапы международной космической эпопеи:

- Май 1972-го года. Первый в истории визит Президента США в СССР. Ричард Никсон и советский Премьер Алексей Николаевич Косыгин подписывают «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». В соответствии с ним совместный полет намечается на 1975-й год.

- 1972-1974 годы. Интенсивное взаимодействие и «взаимопроникновение» друг в друга всех наземных инженерно-технических служб, обеспечивающих безопасность совместной экспедиции на всех ее стадиях, а также, разумеется, и экипажей космических кораблей – советского и американского.

Преодоление «атмосферного» несоответствия «Союза» и «Аполлона» (на советском корабле воздух по составу был близок к земной атмосфере, в то время американцы привыкли дышать чистым кислородом при пониженном давлении). Повышение пожаробезопасности советских скафандров в кислородной атмосфере. Разработка советскими химиками и технологами уникального термо- и огнестойкого синтетического волокна «Лола» из которого была изготовлена советская космическая одежда (своеобразное импортозамещение-1975!).

- И, наконец, наверное, самое главное – научно-техническая и конструкторская разработка того самого узла, без которого весь полет, потерял бы, выражаясь словами спортивного комментатора Николая Озерова, «едва ли не половину своей привлекательности». Речь идет о принципиально новом, универсальном стыковочном устройстве. Универсальном – потому, что любой из кораблей, вовлеченных в этот процесс, мог быть как активным, так и пассивным, в зависимости от обстановки. В случае нештатной, аварийной ситуации – это имело и до сих пор имеет – огромное значение.

Устройство это получило наименование АПАС-75 (Андрогинно-периферийный агрегат стыковки. Греческое слово «андрогинный» означает «двуполый» ). Таким образом, созвучие и близость по смыслу двух аббревиатур – ЭПАС и АПАС – только кажущаяся. Это совершенно разные вещи.

Главным «конструктором-стыковщиком» всего советско-американского проекта стал Владимир Сергеевич Сыромятников.

Его работа, до поры, до времени – строго засекреченная (как и все, что было связано с нашими космическими программами) постепенно приобретала публичность – сюжеты с участием Владимира Сергеевича замелькали в советских и американских телевизионных программах. Его характерная, «телегеничная» внешность, интеллигентный, мягкий юмор, отличный английский язык, которым Сыромятников овладел с поистине космической скоростью (положение обязывало!) неизменно привлекали к нему внимание журналистской братии…

Краткая биографическая справка:

Сыромятников Владимир Сергеевич (1933-2006) – выдающийся советский ученый и конструктор, «отец» космической стыковочной техники, доктор технических наук, профессор, Член-корреспондент РАН.

Лауреат Ленинской премии.

Удостоен высшей награды Национального Управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) – медали «За выдающиеся общественные заслуги» – «NASA Distinguished Public Service Medal».


Увы, за сорок лет много воды утекло. И сейчас, когда скороговоркой и второпях наши телевизионщики, блоггеры и прочие «журналисты» отмечали юбилей легендарного полета, имя конструктора Сыромятникова не было упомянуто ни разу. А жаль…

* * *

Помимо всего прочего, Владимир Сергеевич был прекрасным популяризатором достижений науки и техники. Его книга «100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на земле» (английское издание вышло в переводе автора) по праву может быть поставлена в один ряд с произведениями другого великого профессионала – замечательного советского летчика и писателя Марка Галлая. Который, как известно, также имел к космосу самое прямое отношение…

Перед Вами – отрывок из этой книги В.С. Сыромятникова. Из него, между прочим, следует, что мы, ростовчане, в определенной степени, можем считать себя… земляками нашего выдающегося ученого и конструктора. Ведь многие его идеи и разработки, в том числе и знаменитые стыковочные механизмы, находили (и продолжают находить!) свое воплощение в цехах Азовского оптико-механического завода…

«Несколькими месяцами раньше, в июле 1963 года, произошло событие, которое сыграло большую роль в нашей профессиональной жизни, и не только в ней. На долгие годы оно определило расстановку сил, «географию» стыковочных механизмов. Наша небольшая «разведгруппа» во главе с Калашниковым выехала в город Азов Ростовской области. Это был период, когда Хрущев реорганизовал управление промышленностью, введя совнархозы (Советы народного хозяйства-авт.). Многие заводы, лишившись заказов из центра, искали работу. Среди таких предприятий оказался Азовский оптико–механический завод — АОМЗ. Его нашел И.Б. Хазанов, тогда начальник приборного производства нашего завода, цеха которого задыхались от избытка заданий, связанных с изготовлением многочисленных королёвских изделий: ракет и космических кораблей, спутников и межпланетных станций.

Азовский завод нам понравился, его возглавлял находившийся на подъеме Н.Г. Васильев, который вскоре стал энтузиастом космической техники, в первую очередь — техники стыковки. В большой мере благодаря его руководству, поддержке и настойчивости удалось создать хорошую базу для изготовления и испытаний стыковочных механизмов и обеспечить выполнение многих космических программ. На АОМЗе наряду с сильными производственниками, среди которых должен отметить еще одного энтузиаста — А.М. Белова, работали талантливые конструкторы. Они тоже внесли огромный вклад в освоение стыковочного механизма, а О.И. Федоряк стал нашим «главным конструктором южного филиала», заслуга его и его товарищей действительно велика.

Все это произошло позже, а тогда, в разгар лета 1963 года, мы были только разведчиками. В Азове, небольшом южном городе, куда мы попали в самый сезон, магазины и базары ломились от изобилия овощей и фруктов, мяса и рыбы, молока и меда. Но картина цветущего края вскоре резко изменилась, буквально у нас на глазах. Даже зная историю советской деревни, я до конца не могу понять, как можно было так быстро дойти до такого разорения. Уже осенью следующего года в центральном ресторане города подавали только два блюда: поросенок холодный и поросенок горячий. Не могу забыть и огромный плакат у въезда в станицу Кулешовка, что рядом с Азовом. Аршинными буквами на нем было выведено: «ХОЧЕШЬ ХОРОШО ПИТАТЬСЯ — ИМЕЙ КОРОВУ». Это было уже в конце 60–х, спустя несколько лет после кремлевского указа отнять всех частных коров. И хотя Хрущев был далеко не дурак, в те годы родился анекдот: «Кто опаснее дурака?» — «Дурак с инициативой».

Тогда же стал популярным еще один анекдот из цикла «армянское радио»: «Что было раньше: яйцо или курица?» — «Раньше — было все»…


За последние годы в нашем обиходе как-то незаметно укоренилось слово «скрепы» — для обозначения нечто такого, что объединяет, соединяет, скрепляет людей. Трудно предсказать дальнейшую судьбу в русском языке этого, отнюдь не нового слова. Ясно одно: если, отбросив лингвистические и прочие нюансы, просто сопоставить его с прочностью и надежностью связи между «скрепляемыми» элементами – скрепы, описанные нашим техническим гением в своих чертежах и рассказах, наверное, окажутся вне конкуренции. В отличие от многого другого – им обеспечена прочная долговечность.

Владимир Сергеевич Сыромятников (1933-2006)

Экипаж корабля «Союз»-«Аполлон», слева направо:
Дональд Слэйтон, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Алексей Леонов, Валерий Кубасов

Схема стыковочного механизма АПАС-75

1974 г. Москва, Институт космических исследований АН СССР.
Испытания стыковочного механизма АПАС-75

г.Сен-Дени, о.Реюньон, Франция. Мемориал В.С.Сыромятникова.
В центре монумента его сын – Антон.

Обложка журнала «Крокодил», 1975, №21.
Стыковка советского и американского кораблей, как символ окончания холодной войны. Увы, через 40 лет рисунок не потерял актуальности…


Источники фото:
http://www.spacesafetymagazine.com/spaceflight/rendezvous-docking/vladimir-syromyatnikov-father-apas-honored-reunion-island/
http://lenta.ru/articles/2015/07/16/soyuzapollon/
http://vystavki.rgantd.ru/archive-ntd/razdel-5.htm

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.