Юрий Венедиктович Кнышенко… Выдающийся историк, ученый и педагог,
…В ХII Чемпионате Украины 1940-го года Юрий Кнышенко представлял город Сталино (нынешний Донецк). Выступил он тогда не совсем удачно. Но… сумел нанести единственное поражение юному Давиду Бронштейну – второму призеру турнира и будущему великому гроссмейстеру – корифею советского шахматного искусства.
Тогда в турнирной таблице, согласно жеребьевке, у Бронштейна был 8-й номер, у Кнышенко – 15-й. Значит, Кнышенко играл черными. Не в этой ли партии им была испробована новинка, принесшая Юрию Венедиктовичу победу и отмеченная нашими дебютными «спецами», как одна из самых интересных за весь 1940-й год?..
После «лирического отступления»,
посвященного некоторым произведениям Ярослава Смелякова, позвольте, уважаемый читатель, вновь возвратиться к «шахматно-ростовской» тематике нашего блога. Его новая страница, как это ни покажется странным, тесно связана с вышеупомянутым «отступлением», в основе которого – новогоднее стихотворение
Пойдем дальше, перевернем страницу. На 2-й странице – обстоятельная обзорная статья мастеров
«Советская шахматная теория уже давно является самой передовой в мире.
Анализы, дебютные новинки, партии наших соревнований с пристальным вниманием рассматриваются и изучаются зарубежными шахматистами, не исключая и ведущих гроссмейстеров…»
И далее, в первом разделе, посвященном наиболее интересным разработкам в Испанской партии:
«В ХII всесоюзном первенстве в этой позиции не было найдено за черных полноценного продолжения. Белые во всех встречах, где применялся ход
Юрий Венедиктович Кнышенко… Выдающийся историк, ученый и педагог,
…В ХII Чемпионате Украины 1940-го года Юрий Кнышенко представлял город Сталино (нынешний Донецк). Выступил он тогда не совсем удачно. Но… сумел нанести единственное поражение юному Давиду Бронштейну – второму призеру турнира и будущему великому гроссмейстеру – корифею советского шахматного искусства.
Тогда в турнирной таблице, согласно жеребьевке, у Бронштейна был 8-й номер, у Кнышенко – 15-й. Значит, Кнышенко играл черными. Не в этой ли партии им была испробована новинка, принесшая Юрию Венедиктовичу победу и отмеченная нашими дебютными «спецами», как одна из самых интересных за весь 1940-й год?
…Увы, все попытки отыскать партию Бронштейн-Кнышенко в нашей довоенной шахматной периодике успехом не увенчались. Также безуспешными и безответными оказались и мои письменные запросы в адрес шахматных Федераций Украины и Киева. Ситуацию несколько прояснил наш крупнейший современный историк шахмат и специалист по творчеству
«Увы, ничем не могу порадовать. Довоенных партий Д.И. сохранилось вообще крайне мало. Весь его шахматный архив остался в 1941-м в Киеве, и те, кто вселился в их квартиру, снесли всё на помойку... Я знаю, что все свои партии из этого чемпионата Д.И. послал в Москву Сергею Белавенцу, но его шахматный архив тоже не пережил войну»...
Здесь необходим краткий комментарий. Один из сильнейших советских шахматистов, талантливый теоретик и аналитик, мастер Сергей Всеволодович Белавенец (1910-1942), находясь с первых дней войны на фронте, погиб в бою под Старой Руссой, командуя взводом минометчиков.
…В том самом, 1-м номере газеты «64» (1941), о котором мы уже неоднократно упоминали, он был представлен не только в качестве автора: итоги минувшего года тогда было принято подводить как в виде аналитических обзоров, так и в более живой, образно-поэтической форме. Например, участникам и призерам последнего мирного Чемпионата Москвы было посвящено следующее послание мастера
Здесь Кан, не знающий цейтнотов,
Надежды подающий Котов,
Юдович, шахматный ученый
(но, жаль, судейством увлеченный),
И, наконец, Белавенец,
Наш мировой дебютный спец…
А вот строки, относящиеся к Чемпионату Украины:
Как мастер опытный, заправский,
Вступив впервые в крупный бой,
Бойцов маститых Болеславский
Оставил много за собой.
Ничуть не менее идейна
Игра сверх юного Бронштейна,
И многих крепких «старичков»
Оставил мальчик без очков…
(Фрагмент рис. Юрия Юзепчука)
Наверное, через год, в следующем новогоднем номере, герой этих заметок также стал бы объектом художественно-поэтических посвящений.
Но… началась война. После ее победного окончания и демобилизации из армии, Юрий Венедиктович Кнышенко переехал в Ростов-на-Дону, определив на долгие годы самобытный шахматный облик нашего города.
* * *
Прошло 75 лет… Компьютерные базы данных для дебютной стадии шахматной партии по своему объему выросли неимоверно. Какова же судьба дебютного новшества, предложенного Юрием Кнышенко?
Для ответа на этот вопрос мы обратились к нашему земляку, международному мастеру Павлу Котенко. Вот его комментарий:
«Ход
Контрнаходка Кнышенко особой популярности не приобрела, по-видимому, из-за сильного возражения
Для примера можно взять анализы
Вот что пишет
Из этих примеров, видно, что игра идет конкретная, требующая точности от белых, поэтому шансы в практической партии у черных, конечно, есть, но против подготовленного противника придется очень тяжело».
Павел Петрович, большое Вам спасибо за это разъяснение!
И, все же, мне, как любителю (не профессионалу) кажется, что
И действительно, после «ключевого» хода черных
(позиция после
Разумеется, данный подход ничего не доказывает.
С другой стороны, шахматная история переполнена эпизодами, когда, казалось бы, начисто отвергнутая идея, спустя много лет, обретала новую жизнь, благодаря усилиям одного-единственного шахматиста, дерзнувшего оценить хорошо известную позицию свежим, «незамыленным» взглядом. Может быть, и «вариант Кнышенко» в Испанской партии ожидает та же участь? Очень хотелось бы на это надеяться…
* * *
А теперь – не «смоделированный», а самый, что ни на есть, реальный поединок, выигранный нашим героем. Его соперником был кандидат в мастера Николай Крогиус, будущий международный гроссмейстер. Эта боевая, веселая, хотя и, может быть, небезошибочная партия, наверняка доставит истинное удовольствие любителям шахмат.
Н. Крогиус (Саратов) – Ю. Кнышенко (Ростов-на-Дону)
Первенство РСФСР, Ярославль, 1949 г.
Защита Нимцовича
12… Ф:d4!
Кажется, что черные слишком рискованно оголяют позицию своего короля. Однако их скрытые ресурсы защиты и контратаки демонстрирует, например, такой вариант:
Белые сдались.
(Фото из архива А.И. Олепира)
В заключение – одно из редких фото, на котором изображен наш герой. Юрий Венедиктович Кнышенко (он в первом ряду второй слева) – среди участников Ростовского областного турнира ветеранов, посвященного 40-летию Победы
Также на фото:
В первом ряду: международный мастер
Во втором ряду: судья международной категории