1–М.Г.Первухин, 2–Г.М.Маленков, 3–Г.Рейнер (администратор команды США), 4–Г.Стейнер, 5–Н.А.Булганин, 6–С.Решевский, 7–Н.С.Хрущев, 8–А.Котов, 9–А.Бисно (капитан команды США).
4-е июля 1955-го года. День независимости США. По этому поводу советские руководители и «сопровождающие их лица» посетили загородную резиденцию американского посольства в Москве. Не умолкая, щелкали затворы фотоаппаратов…
Жанр одного из получившихся фото можно обозначить, как «шахматно-политический».
4-е июля 1955-го года. День независимости США. По этому поводу советские руководители и «сопровождающие их лица» посетили загородную резиденцию американского посольства в Москве. Не умолкая, щелкали затворы фотоаппаратов…
Жанр одного из получившихся фото можно обозначить, как «шахматно-политический».
1–М.Г.Первухин, 2–Г.М.Маленков, 3–Г.Рейнер (администратор команды США), 4–Г.Стейнер, 5–Н.А.Булганин, 6–С.Решевский, 7–Н.С.Хрущев, 8–А.Котов, 9–А.Бисно (капитан команды США).
Его шахматная составляющая объясняется тем, что в эти дни (с 29 июня по 6 июля) в Москве проходил матч сборных команд СССР и США. В центре снимка – главный герой этого соревнования – выдающийся американский гроссмейстер Сэмюэль Решевский. По условиям поединка весь матч делился на 8 «микроматчей» (по числу участников с той и другой стороны), в каждом из которых должно было быть сыграно по 4 партии. Результаты каждого «микроматча» поступали в «общий котел», образуя окончательный результат. Так вот, Решевский оказался единственным из американцев, кто сумел свой маленький матч выиграть, причем не у кого-нибудь, а у Чемпиона Мира – Михаила Ботвинника.
Итог их дуэли на первой доске –
Остальные результаты:
2-я доска. Василий Смыслов – Артур Бисгайер – 4:0.
3-я доска. Давид Бронштейн – Ларри Эванс – 2,5:1,5.
4-я доска. Ефим Геллер – Дональд Бирн – 3:1.
5-я доска. Пауль Керес – Роберт Бирн 3,5:0,5.
6-я доска. Тигран Петросян – Израэль Горовиц – 4:0 (в 3-м и 4-м турах играл Макс Павей).
7-я доска. Марк Тайманов – Исаак Кэжден – 2,5:1,5.
8-я доска. Александр Котов – Герман Стейнер – 4:0 (в 3-м и 4-м турах играл Александр Кевиц).
Итог – 25:7 в пользу команды СССР. Настоящий разгром, напоминающий самую первую встречу тех же соперников, в легендарном радио-матче 1945-го года –
В последующие годы были сыграны еще два, уже «очных» матча (Москва-1946 и Нью-Йорк-1954), дававшие американцам определенные надежды на грядущее выравнивание шансов (12,5:7,5 и 20:12 соответственно), но Москва-1955 эти мечты окончательно развеяла…
Правда, был один «нюанс», никем тогда, в 55-м году не замеченный. В биографии мастера Макса Павея (упомянутого выше) четырьмя годами ранее случился один маленький эпизод. В 51-м году, в сеансе одновременной игры, в Бруклине, он легко выиграл у 8-летнего мальчика, который, как оказалось, впервые в жизни встретился за доской с настоящим мастером.
– Как тебя зовут? – спросил Павей у готового расплакаться мальчугана.
– Бобби… А фамилия моя – Фишер…
…В 1957-м году мастер Павей покинет этот мир, заболев острой формой лейкемии. Уходя, он успеет порадоваться первому грандиозному успеху своего юного «крестника», ставшего новым Чемпионом США, впереди самого… Сэма Решевского!
* * *
1957-й год запомнится не только всенародным празднованием 40-летнего юбилея Октябрьской Революции.
Но и – разгромом так называемой «антипартийной группы – Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова».
Да, «банда четырех» (какое-то особое, наверное, число) – была не только в Китае…
Наряду с упомянутым «костяком» среди «бандитов» окажутся и такие всенародно известные личности, как
Познакомимся с ними поближе…
Маленков Георгий Максимилианович (1901-1988) – третий (послеБулганин Николай Александрович (1895-1975) – один из ближайших соратников
Первухин Михаил Георгиевич (1904-1978) – советский государственный, политический и военный деятель. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Народный комиссар (министр) электростанций и электропромышленности СССР (1939-1940), Народный комиссар (министр) химической промышленности СССР (1942-1950). Член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС (1952-1957). Один из активных участников советского атомного проекта.
И, наконец, – Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971) – Первый Секретарь ЦК КПСС (1953-1964), Председатель Совета Министров СССР (1958-1964). Будучи одним из соратников
* * *
Все эти события наступят потом, через несколько лет…
А пока – у всех присутствующих – хорошее настроение, такое впечатление, что многочисленные гости пришли поздравить одного их своих друзей с днем рождения. Из середины прошлого века, спустя 60 лет, до нас еще долетают веселые шутки, пожелания, заразительный смех… Все смешалось – не поймешь, кто здесь американец, кто – русский, кто гроссмейстер, а кто - называет ферзя королевой, а слона – офицером…
Кто-то может повлиять на судьбы миллионов людей прямо сейчас и вскоре уйти в небытие, а кому-то Б-г дал талант и вдохновение сыграть партию, которая переживет века…
Вот еще «остановленное мгновение», отличающееся от первого не несколько секунд:
…Погрузившись в неведомый мир шахмат и шахматистов, Хрущев о чем-то задумывается. Затем – подзывает к себе одного из участников советской команды – гроссмейстера Марка Тайманова (на снимке его нет):
– Послушай, вот вы – знаменитые шахматисты – играете часто за границей. А вы получаете деньги за ваши выступления?
– Ну что Вы, Никита Сергеевич… Мы ведь демонстрируем там достижения нашей советской культуры…
– Хорошо. А когда вы выступаете у нас в стране?
– Ну… Да… А с чего бы мы тогда жили…
– А ведь это неправильно. Как же так? У богатых капиталистов вы денег не берете, а от нас получаете. Это нужно изменить.
Вскоре в Советском Союзе вышло специальное постановление, которое предоставило шахматистам право получать гонорары за выступления за границей.
60 лет назад одна из проблем была устранена.
Сейчас их стало больше.
Будем надеяться и на их скорое разрешение…
Обложка журнала «Шахматы в СССР» (1955, № 9). Слева направо: Главный судья матча СССР-США, экс-чемпион мира Макс Эйве (Голландия), гроссмейстеры Александр Котов, Ефим Геллер (оба – СССР) и международный мастер Артур Бисгайер (США) анализируют одну из сыгранных партий.