Замечательному русскому писателю, нашему земляку, Борису Васильевичу Изюмскому
Я, к большому сожалению, не был с ним знаком. Только читал его книги.
Несколько раз Изюмский приходил к нам на уроки литературы, в 80-ю ростовскую школу. Наша учительница и классный руководитель, Зоя Федоровна Иванова, видимо хорошо его знала.
…Перед заключительным уроком, посвященным творчеству А.С. Грибоедова, Зоя Федоровна, предложив нам для написания сочинения несколько «стандартных» тем, высказала такое свое пожелание:
«Я бы посоветовала писать вам на свободную тему. Каждый ее может сформулировать сам. Например – герои Грибоедова. Есть ли они среди нас. Не надо никаких «типических» образов. Пишите, то, что думаете. Ваши работы я покажу Борису Васильевичу Изюмскому. На одном из следующих уроков он придет к нам»...
Замечательному русскому писателю, нашему земляку, Борису Васильевичу Изюмскому
Я, к большому сожалению, не был с ним знаком. Только читал его книги.
Несколько раз Изюмский приходил к нам на уроки литературы, в 80-ю ростовскую школу. Наша учительница и классный руководитель, Зоя Федоровна Иванова, видимо хорошо его знала.
Интеллигентный, образованный человек, ясно и доходчиво излагающий свои мысли на безукоризненном русском языке, Борис Изюмский заметно отличался от своих коллег и товарищей по литературному цеху, от так называемой «донской роты» (выражение
…Перед заключительным уроком, посвященным творчеству А.С. Грибоедова, Зоя Федоровна, предложив нам для написания сочинения несколько «стандартных» тем, высказала такое свое пожелание:
«Я бы посоветовала писать вам на свободную тему. Каждый ее может сформулировать сам. Например – герои Грибоедова. Есть ли они среди нас. Не надо никаких «типических» образов. Пишите, то, что думаете. Ваши работы я покажу Борису Васильевичу Изюмскому. На одном из следующих уроков он придет к нам»...
С «подачи» незабвенной Зои Федоровны, я решил немного «похулиганить». Тем более, что «Горе…» мне очень нравилось, огромные фрагменты из него, как-то независимо от моего желания, сразу «западали» в память. Так что, «имея, что сказать», я приступил к делу.
Для начала – поставил под сомнение само название грибоедовского творения.
Можем ли мы считать Чацкого умным человеком? После нескольких лет странствий по белу свету он снова – в доме Фамусова, где все так, до боли, знакомо. Но самое главное – здесь живет Софья – девушка, которую Чацкий любит… Казалось бы, все его действия должны быть направлены на то, чтобы видеть ее, говорить с ней… Не замечая вокруг никого и ничего. А что делает наш Александр Андреич? Каждого встречного он энергично пытается наставить на «путь истинный», каждому читает длинные нравоучения… Вместо, может быть, иронии, легкой шутки – язвительные замечания, раздаваемые направо и налево. Такое поведение отталкивает Софью от главного героя…
И так далее, и тому подобное… Вполне удовлетворенный написанным, я сдал сей, как мне казалось, оригинальный экспромт Зое Федоровне и почти что забыл о нем…
Примерно через неделю к нам в класс действительно пришел Борис Васильевич Изюмский. Весь урок он посвятил беседе о Грибоедове. Сорок пять минут пролетели, словно одно мгновение. Не называя никого по имени, писатель остановился и на наших работах. Дойдя до моего сочинения, он сказал:
«Мысль, изложенная здесь, не является такой уж новой… Впервые похожие суждения высказал в своем письме Бестужеву… кто бы вы думали? – другой наш Александр Сергеевич… Пушкин! Вот его слова:
«В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело»…
Слова из пушкинского письма Изюмский воспроизвел на память, легко и непринужденно, никуда не заглядывая. С той же легкостью он цитировал и само «Горе от ума», отвечая на наши вопросы, проводя неожиданные сравнения, обнаруживая такую глубину понимания русской истории, о которой мы даже и не догадывались. Попутно на этом уроке (истории? литературы?) мы узнали, что в каждом из нас присутствуют, наверное, в той или иной степени – и Софья, и Лиза, и Молчалин, и Чацкий. На «стариков» «Горя…» эти сравнения тогда, «естественно» не распространялись. Теперь все чаще замечаешь вокруг и в самом себе – и Фамусова, и Загорецкого, и, особенно – Скалозуба…
В конце урока Борис Васильевич рассказал нам о том, что работает над книгой о жене Грибоедова – Нине Чавчавадзе. Слушая писателя, я как-то совершенно отчетливо понял, какой огромный труд за всем этим стоит. В книге, подумал я, будет содержаться, наверное, лишь тысячная доля того, что писатель обнаружит в архивах, в других первоисточниках, что запишет на черновиках, обдумывая найденные материалы…
Так нам, десятиклассникам, впервые воочию открылись глубинные причины, лежащие в основе того непреложного факта, что одни книги читать «интересно», а другие – «не интересно»…
* * *
Историческая тема является доминирующей во многих произведениях писателя Изюмского – историка по «первоначальному» образованию. Некоторые из них представлены здесь.
Другие, кажется, подзабыты, давно не переиздавались. Но есть среди них одна, которую знают все. «Алые погоны»!
В свое время они воспламенили не только воспитанников и преподавателей суворовских училищ. Книгу, написанную офицером-фронтовиком Борисом Изюмским – преподавателем Новочеркасского суворовского училища – в свое время читала вся советская страна. Ее также издали в Китае, Польше, Румынии, Болгарии, Чехословакии. В 1953-м году на Ленфильме по ней был снят художественный фильм «Честь товарища» – любимая кинокартина космонавта №2 – Германа Титова. А в 1980-м «Алые погоны» – под своим первоначальным названием – появились на киевской киностудии имени Довженко.
* * *
Уже в наши дни я открыл для себя ранее неизвестного Бориса Изюмского. Его интереснейшие воспоминания «Мои вечера (детали жизни)» подготовил и опубликовал сын писателя – Александр Борисович Изюмский.
Вот одна из «деталей»:
Очень непросто складывались у меня отношения с Анатолием Вениаминовичем Калининым. Талантливый человек. Но «со всячинкой»…
1 Космополити́зм (от древнегреч. «космополит») – идеология, рассматривающая человека как обитателя всей Земли, независимо от страны, в которой этот человек проживает.
Конкретно в Советском Союзе, в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века, «борьба с безродным космополитизмом» вылилась в идеологическую кампанию, направленную против «отдельных представителей» творческой интеллигенции, в деятельности которых якобы превалировали «антипатриотические», прозападные тенденции. В большинстве случаев «борьба с космополитизмом» носила откровенно антисемитский характер.
Совсем испортила наши отношения статья Калинина в «Молоте» – «В третьем эшелоне». Главный режиссёр и постановщик трагикомедии «Борьба в литературе с космополитизмом»1 Анатолий Софронов дал из Москвы инструкцию – разоблачать их на Дону. Нашли двух. И вот Калинин в статье «В третьем эшелоне» начал поносить, как только мог, Браиловского и Шемшелевича. Прямо паразиты они на теле народном, враги.
Я встретил Калинина на Будённовском проспекте в тот час, когда в витрине «Молота» выставлена была для всеобщего чтения эта злополучная статья…
– Анатолий Вениаминович, – говорю, – от вашей статьи за семь вёрст разит черносотенными погромами.
Позеленел. Единственно, что нашёл ответить, было: «Мой лучший друг – Юдович».
– Негр в сенате, – ответил я ему.
Полностью мемуары Бориса Васильевича Изюмского можно прочитать здесь.
Источник фото:
http://www.rodb-v.ru/literary-ethnography/modern_writers/boris_vasilievich_izumsky/index.php