Давид Бронштейн. 40-е годы
Великий шахматист 20-го века – Давид Ионович Бронштейн
Давид Бронштейн. 40-е годы
Великий шахматист 20-го века – Давид Ионович Бронштейн
Вспоминает Александр Кобленц, легендарный латвийский, впоследствии – советский шахматист и тренер, первый наставник и многолетний помощник и секундант Михаила Таля (
«Став первым чемпионом Советской Латвии, я завоевал право играть в полуфинале 13-го первенства СССР в Ростове-на-Дону. Для подготовки к турниру я приехал в Москву. Центральный совет ДСО «Динамо» организовал для меня недельный тренировочный сбор. Я был поражен – такое отношение к шахматистам было для меня непривычным…
Наконец я в Ростове-на-Дону. Вот она, прославленная когорта советских мастеров! Их всех я заочно хорошо знал по партиям из книг и журналов, но хотелось познакомиться с ними и лично. Запомнился мастер Ильин-Женевский. Если большинство участников вели себя раскованно, порой даже шумно, то Ильин-Женевский выделялся среди них: говорил тихо, сдержанно, мыслил оригинально. Интересными собеседниками оказались мастера Кан, Белавенец, Сокольский, Рагозин. Как-то в тени держался совсем юный Бронштейн…
В общем, я, конечно, уступал по классу своим коллегам. В пух и прах меня разнесли Копаев и Чеховер»…
44 участника полуфинала были разбиты на 4 равные группы. По 2 победителя из каждой группы выходили в главный финал, назначенный на август 1941-го года. Но… началась война, и соревнование в Ростове было прекращено. Обычно в шахматных турнирах откладывают партии, которые не удалось доиграть в основное время. Здесь же – отложенным, причем на целых три года, оказался целый Чемпионат…
В 1944-м году 13-й Чемпионат, наконец, состоялся. К нему было приковано огромное внимание всего народа, всех любителей шахмат, и не только у нас в стране. Специальное приветствие участникам Первенства написал Самуил Маршак:
Вернемся снова в 41-й год… Перед вами – таблица одного из групповых турниров, в котором принял участие герой этих заметок. Ее пустующие клеточки навсегда остались незаполненными. А фамилии многих участников – окрасились в черный траурный цвет. На полях сражений погибли ростовчанин Марк Стольберг, москвич Сергей Белавенец…
Читатель, наверное, обратит внимание также на то, что в таблице есть и другие «старые знакомые» – наш земляк, кандидат в мастера Николай Головко и легендарный ветеран, международный мастер Федор Дуз-Хотимирский.
В ростовском полуфинале было сыграно немало прекрасных партий. Соавторами одной из них стали киевлянин Давид Бронштейн и многоопытный Чемпион Литвы, новоиспеченный советский мастер Владас Микенас.
Встреча эта имела любопытную предысторию. Вот что пишет о дебюте, который применили черные, Александр Кобленц (источник указан выше):
«В матче Рига-Стокгольм была успешно применена защита, которой впоследствии Международная шахматная федерация присвоила название латышского гамбита. В анализ этого… агрессивного продолжения огромный вклад внес латвийский маэстро Карл Бетиньш. Любопытный жизненный парадокс – человек, являвшийся по складу своего характера исключительно спокойным, я бы даже сказал, стеснительным, посвятил много лет анализу защиты, где битва с первых ходов разгорается с невероятной остротой»…
Именно это дебютное построение, навеянное, вероятно, знакомыми балтийскими ветрами, решил предложить 17-летнему «юнцу» Бронштейну мастер атаки Микенас, имевший, кстати, почетный равный счет во встречах с Чемпионом Мира Алехиным. И вот что из этого вышло:
Д. Бронштейн – В. Микенас
Полуфинал 13-го Чемпионата СССР, Ростов н/Д, 1941
Латышский гамбит
1. e4 e5 2. Kf3 f5
Вот он, латышский гамбит. Черные, по существу, играют королевский гамбит, предоставив белым право сделать один «лишний» ход. С учетом этого черным следует действовать очень точно. Малейшее промедление в получающихся, чрезвычайно острых позициях – «смерти подобно».
3. K:e5 Фf6 4. d4 d6 5. Kc4 fe 6. Ce2!
Позднее в своей знаменитой книге «200 открытых партий» (М., ФиС, 1970, с. 52) Бронштейн напишет:
«При беглом рассмотрении этой короткой партии главный интерес заключен в серии эффектных пожертвований. При более глубоком – это совсем не так. Ценность партии заключена только в одном ходе, и этот ход –
Из дальнейших пояснений гроссмейстера следует, что скромное продвижение белого слона не только обеспечивает возможность рокировки, но и замедляет мобилизацию черных фигур на королевском фланге, в частности делает невозможным быстрый маневр
Слон сделал свое дело – слон может уйти. Теперь у него – другие задачи.
Белые фигуры уже доминируют по всей доске. «Пешкоедство» лишь усугубляет трудности черных, открывая для фигур противника важную вертикаль «f».
Белый слон, главный герой дебюта, по-прежнему неприкосновенен. Черные стремятся хоть как-то защитить пункт е8.
Мат на следующем ходу неизбежен.
Черные сдались.
Блестящая атака, проведенная на одном дыхании. «Висящие» в заключительной позиции белые ладьи, словно сады Семирамиды, оставляют неизгладимое впечатление!
В этой партии, словно в капле воды, отразились гигантские возможности новой волны советских шахматных гениев. Но…
«Пусть ярость благородная вскипает, как волна»…
* * *
Если в рассмотренном выше поединке можно было наблюдать прямо-таки рекордную концентрацию черно-белой «артиллерии» (то бишь, ладей) на единице площади шахматной доски, то заключительная позиция из партии
С. Белавенец – Д. Бронштейн
Полуфинал 13-го Чемпионата СССР, Ростов н/Д, 1941.
Что и говорить, красочная позиция!
Сделано уже 24 хода, а на доске – почти полный комплект фигур – нет лишь одной белой пешки и одной черной. Положение белых – критическое. Для того, чтобы избавиться от назойливого черного коня на f3, у них есть две возможности. В случае
Рассмотрев эти варианты, Сергей Всеволодович Белавенец остановил часы и поздравил своего юного коллегу и соперника с заслуженной победой.
В следующих двух турах он сыграл вничью с Головко и победил Кобленца, выйдя, таким образом, на 50%. Опытный боец, Сергей Белавенец имел все шансы успешно завершить соревнование – оставалось еще целых пять туров. Но – не довелось…
* * *
Прошли годы. Однажды, в конце 65-го, я увидел в «Советском Спорте» шахматную диаграмму из отчета об очередном туре 33-го Чемпионата страны, который проходил в Таллине. Михаил Таль в нем участия не принимал, поэтому за ходом Первенства я следил не очень внимательно. Но здесь… Позиция на диаграмме показалась мне удивительно знакомой. Как? Опять Бронштейн и Микенас? Не может быть… Оказалось – может!
В.Микенас – Д.Бронштейн
33-й Чемпионат СССР, Таллин, 1965
Своим 23-м ходом (23…Фе5) черные напали на пешку b2, одновременно «присматриваясь» к 1-й горизонтали. Ответным ходом
Впоследствии гениальную комбинацию Бронштейна объясняли по-разному. Профессиональный психолог, гроссмейстер Николай Крогиус, писал об «остаточном образе» – слабости первой горизонтали, которым подсознательно оперировал Давид Ионович в процессе обдумывания своего хода. Но я–то понимал, что дело, скорее всего, обстояло не так.
Бронштейну, наверное, привиделся… 41-й год. Ростов…
Те же соперники, только поменялся цвет фигур. Какое-то магическое число – 24. Столько ходов продолжалась партия в Ростове. Столько же – в Таллине. Прошло… 24 года!
И эта ладья, какая-то особенная «бронштейновская» ладья, «висевшая» в 41-м в Ростове, «подвешенная», словно в невесомости – в Таллине, фигура активная, атакующая, но в то же время – неприкосновенная…
В 1965-м году отмечался первый юбилей Победы – 20 лет. И известный во всем мире гроссмейстер своим гениальным замыслом достойно помянул старших друзей и коллег из далекого 41-го. Тех, с кем никому еще не ведомый школьник когда-то играл в Ростове-на-Дону.
Источники фото:
http://chess-news.ru/node/14739
http://www.chesspro.ru/_events/2007/voronkov_rc44.html