Часть вторая, заключительная.
Главный шахматный журнал страны с фотографией участников матча на первенство мира,
…1951-й год. Матч на первенство мира
По-видимому, в тот момент Бронштейн уже превосходил своего маститого соперника – первого советского Чемпиона Мира и с полным основанием мог рассчитывать на победу. Судьбе, однако, было угодно распорядиться иначе…
Часть вторая, заключительная. Первую часть смотрите здесь.
Главный шахматный журнал страны с фотографией участников матча на первенство мира,
…1951-й год. Матч на первенство мира
По-видимому, в тот момент Бронштейн уже превосходил своего маститого соперника – первого советского Чемпиона Мира и с полным основанием мог рассчитывать на победу. Судьбе, однако, было угодно распорядиться иначе…
В игре претендента (не обладавшего, кстати сказать, «железным», строго организованным характером своего соперника), блестящие комбинации, оригинальная постановка дебюта, тонкая оценка позиции в середине партии – на этот раз удивительным образом сочетались с грубыми, одноходовыми просмотрами, другими ошибками, ранее для него совершенно не характерными. Своего апофеоза это «разгильдяйство» достигло в девятой партии. Она еще не успела выйти из дебютной стадии, а у Чемпиона Мира (игравшего белыми) была уже «здоровая» лишняя ладья! (помните, знаменитый фрагмент из «12-ти стульев»: «Брюнет пришел в ужас и хотел было немедленно сдаться, но страшным усилием воли заставил себя продолжать игру»). Брюнетом Бронштейн не был, но с волей у него всегда был полный порядок. Проявив фантастическую изобретательность и выдержку, он нашел удивительный шанс для контратаки. Когда двинулись вперед черные проходные пешки, в переполненном Концертном зале имени
Несмотря на все неудачи и промахи, после 22-й партии претендент вырвался вперед. В оставшихся двух поединках ему надо было набрать всего одно очко, и он – Чемпион Мира…
Бронштейн набрал пол-очка. Матч закончился вничью –
* * *
После матча на первенство мира шахматная карьера Бронштейна, разумеется, не закончилась. Он по-прежнему входил в «мировую элиту», неоднократно участвовал в самых престижных союзных и международных турнирах, четырежды, вместе со своими коллегами по сборной СССР, становился победителем Всемирных шахматных Олимпиад.
1954-й год, Амстердам. Команда СССР – победитель 11-й Всемирной Шахматной Олимпиады. Слева направо: Александр Котов, Ефим Геллер, Василий Смыслов, Давид Бронштейн, Пауль Керес, Михаил Ботвинник, Игорь Бондаревский (капитан команды)
Давид Бронштейн и Чемпион Мира Михаил Таль (1960-й год)
Очередной турнир претендентов состоялся в 1953-м году в Цюрихе. На этот раз в нем уверенно победил другой наш великий шахматист – Василий Смыслов, будущий Чемпион Мира (1957). Спортивные результаты, однако, со временем отходят на второй план. Что же касается турнира в Цюрихе – он навсегда вошел в шахматную историю, но уже по другой причине. Один из его участников, а именно – наш герой (дважды победивший Самуила Решевского (США) – сильнейшего шахматиста Запада, но поделивший, однако, вместе с ним и Паулем Кересом лишь 2-4 места) – решил написать книгу о турнире, прокомментировав все партии, в нем сыгранные. Для этого он более чем на год прекратил участие в соревнованиях. Он «имел что сказать» шахматному, и не только шахматному миру, создав труд такого уровня, который выдвинул его в ряды самых популярных писателей (я не оговорился) 50-х годов прошлого века. Книга «Международный турнир гроссмейстеров» представляет собой увлекательное шахматно-литературное произведение, в основу которого положен турнир претендентов в Цюрихе. Изданная большим тиражом, она мгновенно разошлась в Советском Союзе, затем – была переведена на основные европейские языки. Ее продолжают повсеместно издавать и в наши дни. А тогда, 60 лет назад, молодой автор получил массу восторженных отзывов от самых разных людей. Так, в письме «простого советского инженера» говорилось о том, что придя домой, он начал читать книгу вместе с женой, и они не могли оторваться от этого занятия до самого вечера, несмотря на то, что жена не умела играть в шахматы…
Одно из английских изданий (1979 г.) книги Д.И.Бронштейна «Международный турнир гроссмейстеров»
На склоне лет главной опорой Давида Ионовича стала жена – Татьяна Болеславская (также не игравшая в шахматы) – известный белорусский музыковед – дочь того самого гроссмейстера Болеславского, о котором говорилось в первой части этих заметок. Пенсии, «заработанной» Бронштейном, не хватало даже на оплату его московской квартиры, и Давид Ионович переехал к жене, в Минск.
В книге о муже Татьяна Болеславская с любовью и болью нарисовала такой его портрет:
«Я пишу эти строки вслед ему, пытаясь сказать о нем то, что не решалась при его жизни. Встреча с Давидом была главным событием моей жизни, счастьем для меня. Я не знала человека лучше, добрее, благороднее его. Рядом с ним люди невольно как-то нравственно подтягивались. Как-то я уже писала, что многие люди из шахматного мира нередко подчеркивали свои дружеские (подчас вымышленные) отношения с Давидом, зная, что это возвысит их в глазах окружающих.
Живя с Давидом, я впервые пожалела, что не играю в шахматы, потому что могла судить о его уникальном даре лишь с чужих слов. «Ты не представляешь, какое чудо его партии!» – не раз говорили мне его друзья – шахматисты и любители шахмат. Давид не пытался научить меня играть (поздно!), но старался передать мне свое представление о самом для него важном – о красоте шахмат. Он пользовался для этого любыми аналогиями, в том числе и музыкальными, доступными мне. И, кажется, я что-то поняла.
Для Давида же шахматы были всем. Он размышлял о них постоянно. У него все время возникали оригинальные и неожиданные идеи, многие из которых воплотились в жизнь…
И так было до самого конца. Давид уже лежал, пораженный инсультом. Он был парализован, но речь сохранилась. За неделю до смерти у него иногда затуманивалось сознание, и я, проверяя его ясность, задавала ему вопросы типа – как его имя, как имя Ботвинника, Таля. Он отвечал. И тогда я, не знаю почему, вдруг спросила: «А кто лучше всех играл староиндийскую защиту»? И Давид прошептал: «Геллер». «А ты?» – «Я?.. Нет…»…
Похоронили его на старом минском кладбище буквально в десяти метрах от могилы моего отца – гроссмейстера Исаака Болеславского. Как же неисповедимы пути человеческих судеб… Могли ли две восходящие звезды советских шахмат, подружившиеся в конце 30-х годов на Украине, предположить, что их последний земной приют будет почти что рядом – в белорусской земле?..»
В 1984-м году автор этих строк имел честь познакомиться с
Беседуя с гроссмейстером, я вспомнил об одной выигранной им партии, из обычного сеанса одновременной игры (Сочи, 1950-й год). На мой взгляд, если бы Бронштейн не стал бы тем шахматистом, которого знает и помнит весь мир, не написал бы тех книг, по которым учатся играть в шахматы дети и взрослые (включая и взрослых «профессионалов» самого высокого ранга), а только выиграл бы эту,
Давайте и мы еще раз прикоснемся к ней…
Бронштейн-Любитель
1. е2-е4 е7-е5
2. d2-d4 e5:d4
3. Фd1:d4 Kb8-c6
4. Фd4-a4 Kg8-f6
5. Kb1-c3 d7-d5
6. Cc1-g5 d5:e4
7. Kc3:е4 Фd8-e7
8. 0-0-0! (Отличный развивающий ход, одновременно – хитрая ловушка).
8…Фe7:e4 (Гроссмейстер «зевнул» фигуру?)
9. Лd1-d8+ (шах!)
Ладью надо брать. Только – чем? Конем на с6 нельзя – он связан.
Остается только – королем –
9…Кре8:d8
10. Фа4:е4! Белые выигрывают ферзя и партию. Теперь связан второй конь – на f6.
Поэтому… черные сдались.
Жемчужина шахматного искусства!
Источники фото:
http://chess-news.ru/node/4815
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Shakhmaty_v_SSSR.jpg
http://chesspro.ru/_events/2011/voronkov1_enc.html
http://www.chesspro.ru/details/bronstein_90