Черно-белая открытка, начало 50-х годов ХХ в.
Уничтоженный вандалами памятник в этом году едва успел отметить свой 75-летний юбилей.
Он был изготовлен в 1938-м году известным скульптором Сергеем Меркуровым для павильона СССР на Всемирной выставке 1939-го года в Нью-Йорке. Каждый подлинный экспонат этой легендарной выставки, сам по себе, имеет огромную историческую ценность. В этой связи, преступление, совершенное кучкой бандеровцев (из так называемой партии «Свобода»), при полном непротивлении милиции, – выглядит еще более омерзительным.
…Вспоминаю свои собственные впечатления от этого места, расположенного в самом центре Киева, в начале бульвара Шевченко. В отличие от других подобных сооружений, киевский памятник выглядел каким-то «камерным», даже – домашним. Ступени, которые вели к монументу, фонари, аккуратные скамеечки, расположенные рядом, – все это создавало ощущение уюта и какой-то простой, без излишних претензий – благоустроенности. Сам памятник, небольшой по размерам, и все, что его окружало, воспринимался, как визитная карточка города…
Уничтоженный вандалами памятник в этом году едва успел отметить свой 75-летний юбилей.
Он был изготовлен в 1938-м году известным скульптором Сергеем Меркуровым для павильона СССР на Всемирной выставке 1939-го года в Нью-Йорке. Каждый подлинный экспонат этой легендарной выставки, сам по себе, имеет огромную историческую ценность. В этой связи, преступление, совершенное кучкой бандеровцев (из так называемой партии «Свобода»), при полном непротивлении милиции, – выглядит еще более омерзительным.
…Вспоминаю свои собственные впечатления от этого места, расположенного в самом центре Киева, в начале бульвара Шевченко. В отличие от других подобных сооружений, киевский памятник выглядел каким-то «камерным», даже – домашним. Ступени, которые вели к монументу, фонари, аккуратные скамеечки, расположенные рядом, – все это создавало ощущение уюта и какой-то простой, без излишних претензий – благоустроенности. Сам памятник, небольшой по размерам, и все, что его окружало, воспринимался, как визитная карточка города…
* * *
…О Нью-Йоркском «происхождении» красно-гранитного Ильича знали немногие киевляне и «гости города». Тогда, в 1939-м, огромный советский павильон, привлекал всеобщее внимание. Одной из его «фишек», являлся, к примеру, макет станции метро «Маяковская», выполненный в натуральную величину.
А сама экспозиция открывалась огромным панно «Знатные люди Страны Советов» (рабочие, колхозники, ученые, летчики, полярники, артисты), по бокам от которого располагались две скульптуры – Ленина и Сталина.
Уже после войны, в 1947-м году, художник Вениамин Кремер (главный художник павильона СССР) написал масштабное полотно под названием «Большие надежды». При создании картины живописец пользовался богатым этюдным материалом, который он привез из Нью-Йорка. В названии картины, видимо, отражены те особые чувства, которые должны были испытывать к советским вождям чернокожие американцы (угнетенные и бесправные) – излюбленная тема нашей пропаганды того времени…
Так выглядел павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г.
Посетителей павильона встречали «Знатные люди Страны Советов» и их вожди.
Скульптура
Картина «Большие надежды» художника
* * *
…В 1946-м году, вся страна, «в едином порыве», отмечала 10-летие «Сталинской» конституции. В Киеве это событие ознаменовалось открытием памятника
Красную ленточку перерезал лично Никита Сергеевич Хрущев, Первый секретарь ЦК компартии Украины, «хозяин» республики. На церемонии открытия стену старого двухэтажного дома
Крізь грози світило нам сонце свободи,
І Ленін великий нам путь осіяв.
Нас виховав Сталін – на вірність народу,
На працю і подвиги сили нам дав!
* * *
Так и простоял этот памятник – в течение 67 лет. Пережил многих «вождей» – «местных» и «центральных», смену нескольких исторических эпох, Перестройку, Незалежность, Померанчевую революцию и многое другое. Скромный Ильич, что напротив Бессарабки, превратившись в символ советского периода в истории Украины, обычно не вызывал у людей с разной политической ориентацией каких-то болезненных поползновений. Казалось, что о нем просто забыли. Но так только казалось… При разыгрывании очередной политической комбинации вокруг «Евромайдана», неизвестно кому и неизвестно зачем пришла в голову идея «завалить» Ленина. Чтобы навсегда распрощаться с «коммунизмом», завезенным на Украину «проклятыми москалями».
Сказано – сделано. Поверженного Ильича добивали кувалдами. «Потрудиться» пришлось изрядно – материал памятника оказался на удивление прочным.
Тем не менее – уже на следующий день – пошла бойкая торговля «сувенирами» – от 50 до 100 гривен за кусок, в зависимости от размера.
Мэр Харькова Михаил Добкин объявил всенародный сбор средств на восстановление памятника. Он же сделал и первый взнос – 100 тысяч гривен.
Я думаю, что не надо восстанавливать этот монумент. Что сделано – то сделано. А собранные средства – потратить на то, чтобы выкупить у подонков весь продаваемый ими «товар».
«Время разбрасывать камни и время собирать камни». И это время, рано или поздно, – придет.
5 декабря 1946 г. Открытие памятника В.И.Ленину в Киеве.
Черно-белая открытка, начало 50-х годов ХХ в.
Ильич указывает на «переход к рынку» (шутка по-киевски).
Источники фото:
http://mik-kiev.livejournal.com/20221.html?thread=267261
http://samsebeskazal.livejournal.com/165615.html