Про месяц декабрь…

Из 12 стихотворений Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964), каждое из которых посвящено «отдельно взятому» месяцу года, заключительное, декабрьское, – занимает особое место.

Несмотря на свой значительный «текстовый объем», превосходящий «аналогичные показатели» – как по другим месяцам, так и по своим многочисленным, более кратким и, казалось бы, более понятным и простым – «новогодним собратьям» других авторов, – именно эти стихи, из года в год, становятся неизменным атрибутом детских новогодних утренников...

Из 12 стихотворений Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964), каждое из которых посвящено «отдельно взятому» месяцу года, заключительное, декабрьское, – занимает особое место.

Несмотря на свой значительный «текстовый объем», превосходящий «аналогичные показатели» – как по другим месяцам, так и по своим многочисленным, более кратким и, казалось бы, более понятным и простым – «новогодним собратьям» других авторов, – именно эти стихи, из года в год, становятся неизменным атрибутом детских новогодних утренников.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

...

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют – двенадцать раз!

* * *

Стихи эти запоминаются удивительно легко. В них чувствуется определенная «внутренняя логика»: одна строка плавно перетекает в другую, каждое слово, находясь строго на одном определенном месте, в то же время, как-то ненавязчиво, перекликается с другими словами…

Можно, конечно, сказать: Маршак – это Маршак…

А можно вспомнить и другое произведение этого замечательного мастера русского слова, в котором он подсказал своим читателям суть своего творческого метода:

Пусть будет небом верхняя строка,
А во второй клубятся облака,
На нижнюю сквозь третью дождик льется,
И ловит капли детская рука.

* * *

Однако, главная тайна декабрьского стиха, заключается, наверное, не в этом.

Заключительное четверостишие, которое во многих изданиях ничем не отделяется от предыдущего текста, начинается со строки:

Год прошел, как день вчерашний…

Совсем не «детские» слова из, казалось бы, сугубо «детского» стихотворения.

Помню, как я и сам, когда-то, на нашем утреннике в детском саду, который располагался в «доме Врангеля», в переулке Газетном, дом 8, быстренько «проскакивал» скороговоркой непонятную строку, чтобы завершить свой рассказ таким понятным и близким – боем часов на Спасской башне!

Стены нашего садика не могли, конечно, нам прошептать о своих далеких «днях вчерашних», но по реакции наших мам и бабушек, стоявших неподалеку и смотревших на нас, можно было догадаться, что для них эти слова означают очень многое…

Впоследствии, когда уже мои дети стали декламировать «Декабрь», столь же лихо проскакивая «взрослую» строку, я увидел, что пришла пора «посерьезнеть» в этом месте и нам…

Это «вкрапление», наверное, не случайно. Мудрый автор приготовил его и для родителей, и для их детей… В замечательных новогодних стихах он «смоделировал» ситуацию, хорошо известную всем, кто любит книгу: перечитывая русскую классику, независимо от своего «текущего» возраста, ты обязательно встретишь в ней что-то новое…

«Маршак Советского Союза»
Художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Ник.Соколов)

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.