Рассказ о неизвестном Герое (к 25-летию землетрясения в Армении)

Он еще жив, этот человек. Николай Иванович Рыжков.


…В 1990-м году, после III съезда народных депутатов СССР, наша «демократическая» пресса, с легкой руки «главного оратора Перестройки», Анатолия Собчака, прилепила к Н.И. Рыжкову «остроумный ярлык» – «плачущий большевик» («Если бы выставить в музее плачущего большевика, весь день бы в музее торчали ротозеи. Еще бы – такое не увидишь и в века!» – В. Маяковский). Не слишком удачные, но хорошо известные слова поэта из поэмы «Владимир Ильич Ленин» понадобились Собчаку для того, чтобы как можно больнее уколоть главу Правительства, который, отвечая на очередные нелепые обвинения, вынужден был выйти на трибуну съезда и, не будучи прирожденным оратором, с дрожью в голосе возражать Собчаку. В интерпретации последнего это были «оправдания с рыданиями в голосе».

«Кликуха», запущенная в «самую демократическую в мире печать, радио и телевидение», была тем более омерзительной, что Собчак не мог не знать: за год с небольшим до этой «полемики» Рыжков, находясь в течение двух месяцев в разрушенной Армении, несколько раз действительно не смог сдержать слез. Когда вокруг были сплошные руины, отовсюду неслись стоны искалеченных людей, обезумевшие от горя женщины, узнав Н.И. Рыжкова, несли к нему бездыханные тела своих детей, надеясь, на чудо их воскрешения…

Он еще жив, этот человек. Николай Иванович Рыжков.


Краткая биографическая справка.

Николай Иванович Рыжков (род. 28 сентября 1929-го года на Украине) – советский партийный и государственный деятель. Глава Правительства (Председатель Совета министров) СССР в годы Перестройки, член Политбюро ЦК КПСС (1985-1990).

С 1950-го по 1975-й год работал на заводе «Уралмаш» (Свердловск, ныне – Екатеринбург), пройдя путь от бригадира до Генерального Директора предприятия.

С 1975-го по 1979-й год – первый заместитель министра тяжёлого и транспортного машиностроения СССР.

С 1979-го по 1982-й год – первый заместитель председателя Госплана СССР.

С 1982-го по 1985-й год – Секретарь ЦК КПСС, одновременно – заведующий Экономическим отделом ЦК КПСС.

В 1986-м году Н.И. Рыжков внёс огромный вклад в организацию работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1988-м году был главным организатором и координатором всех работ по преодолению последствий катастрофического землетрясения в Армении.

В декабре 1990-го года перенес обширный инфаркт.

В 1991-м году принял участие в выборах Президента РСФСР и, получив более 16% голосов, занял второе место (Президентом был избран Б.Н. Ельцин, победивший в первом туре).

В последующие годы неоднократно избирался депутатом Госдумы Федерального Собрания РФ.

В настоящее время – член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Награды и звания.

В 2008-м году Н.И. Рыжков был удостоен звания «Национальный Герой Армении».

В советское время – дважды лауреат Государственной премии СССР (1969, 1979 гг.).

Был также награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, другими орденами и медалями.


…В 1990-м году, после III съезда народных депутатов СССР, наша «демократическая» пресса, с легкой руки «главного оратора Перестройки», Анатолия Собчака, прилепила к Н.И. Рыжкову «остроумный ярлык» – «плачущий большевик» («Если бы выставить в музее плачущего большевика, весь день бы в музее торчали ротозеи. Еще бы – такое не увидишь и в века!» – В. Маяковский). Не слишком удачные, но хорошо известные слова поэта из поэмы «Владимир Ильич Ленин» понадобились Собчаку для того, чтобы как можно больнее уколоть главу Правительства, который, отвечая на очередные нелепые обвинения, вынужден был выйти на трибуну съезда и, не будучи прирожденным оратором, с дрожью в голосе возражать Собчаку. В интерпретации последнего это были «оправдания с рыданиями в голосе».

1 Землетрясение в Армении – 1988 (Спитакское землетрясение) – катастрофическое землетрясение, случившееся 7-го декабря 1988-го года в 10 часов 41 минуту по московскому времени (11-41 по местному) на северо-западе республики, входившей тогда в состав Союза ССР. Во время землетрясения был полностью разрушен небольшой город Спитак; масштабные разрушения произошли также во втором по величине (после Еревана) – городе Ленинакане (ныне Гюмри), а также в городах Степанаване, Кировакане (ныне Ванадзор), в сотнях других населенных пунктов. Погибли более 25 тысяч человек (по некоторым данным – до 50 тысяч). Более 500 тысяч человек остались без крыши над головой.

В отличие от гражданских объектов, ряд промышленных предприятий (в том числе, Армянская АЭС), благодаря высокому качеству проектных и строительных работ, осуществленных при их сооружении, полностью сохранили свою работоспособность. На трагедию Армении откликнулся весь Советский Союз, весь мир. По всей стране начался стихийный сбор средств, и в первую очередь – теплых вещей для жителей Армении. В восстановительных работах приняли участие более 50 тысяч строителей из всех республик СССР. Более 100 стран прислали своих специалистов, предоставили спасательное оборудование, продукты питания, медикаменты и другую гуманитарную помощь.

«Кликуха», запущенная в «самую демократическую в мире печать, радио и телевидение», была тем более омерзительной, что Собчак не мог не знать: за год с небольшим до этой «полемики» Рыжков, находясь в течение двух месяцев в разрушенной Армении1, несколько раз действительно не смог сдержать слез. Когда вокруг были сплошные руины, отовсюду неслись стоны искалеченных людей, обезумевшие от горя женщины, узнав Н.И. Рыжкова, несли к нему бездыханные тела своих детей, надеясь, на чудо их воскрешения…

Он и вправду, был тогда Богом для Армении, Николай Иванович Рыжков. Отовсюду, со всех континентов, к маленькой, истекающей кровью республике, полетели десятки, сотни самолетов с гуманитарной помощью. В обычное время каждый подобный рейс требовал бесконечных согласований на уровне МИДа и прочих ведомств. Тогда на это не оставалось времени. Рушились привычные стереотипы межгосударственных отношений. Достаточно было устного распоряжения Николая Ивановича, чтобы получить «добро» на посадку того или иного борта. На внеочередную, сверхсрочную поставку бульдозеров, подъемных кранов, другой необходимой техники. На переброску воинских частей. Выдающийся инженер и организатор промышленности и строительства, Н.И. Рыжков использовал весь свой богатейший опыт для «разруливания» самых «безвыходных» ситуаций. Его можно было встретить везде, днем и ночью – в Спитаке, Ленинакане, Ереване. Вникая в каждую мелочь, Премьер придирчиво наблюдал за работой спасателей, прибывших из-за рубежа. Понимая, что нарывается на неприятности, особенно отмечал самоотверженный труд спасателей и врачей из Израиля. Этот бесценный опыт в дальнейшем был использован при формировании Российского Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

В 2008-м году, в 20-ю годовщину трагедии, за выдающийся личный вклад в организацию восстановительных работ после разрушительного землетрясения 1988-го года, исключительную моральную поддержку, оказанную Армении в трудные для нее минуты, Рыжкову Николаю Ивановичу было присвоено звание «Национальный Герой Армении», с вручением Ордена Отечества.

* * *

…«Навалившись» на восстановление Армении всеми своими, тогда еще огромными силами, Советский Союз, его руководство, не успели завершить начатое дело… Через 3 года, в декабре 91-го, Армения осталась один на один со своими проблемами…

К великому сожалению реализовался самый худший вариант развития событий, предсказанный Н.И. Рыжковым задолго до его фактического осуществления. Как никто другой он понимал жизненную необходимость сохранения внутрисоюзных экономических и хозяйственных связей, вопреки всем политическим и сепаратистским распрям. Будучи убежденным сторонником Перестройки, он олицетворял собой ее спокойную, эволюционную, консервативную составляющую: главное – не навредить…

Сейчас в России крайне редко вспоминают Н.И. Рыжкова. В основном – в связи с «изменником и предателем» – М.С. Горбачевым. Конечно, 7 декабря, о Рыжкове, в который уже раз, вспомнят в Армении. Возложат цветы к его памятникам и мемориальным доскам, и, помянув погибших, поднимут заздравные бокалы, пожелают дорогому Николаю Ивановичу крепкого здоровья и долгих, долгих лет жизни! И в этом торжественно-поминальном хоре – трогательно-возвышенной нотой прозвучит голос тех 16 тысяч армян, которых 25 лет назад удалось вытащить с того света!

Низкий поклон всем, кто совершил это чудо. Память об этих людях переживет века.

Спитак. 7 декабря 1988

М.С. Горбачев, Р.М. Горбачева и Н.И. Рыжков среди жителей Спитака.
Декабрь, 1988

М.С. Горбачев и Н.И. Рыжков на трибуне Мавзолея. 1 мая 1986

Картина художника А. Чепкасова «Горбачев и Рыжков в Армении. 1988»

Спитак. Бюст-памятник Н.И.Рыжкову на одноименной площади города

Мемориальная доска в Гюмри (бывшем Ленинакане)

Такие таблички есть в каждом армянском городе


Источники фото:
http://roizman.livejournal.com/1576526.html
http://noev-kovcheg.ru/mag/2009-08/1719.html
http://pingvin-fly.livejournal.com/216059.html
http://www.kp.ru/daily/24364/549130/
http://www.vmireinteresnogo.com/article/earthquake-in-armenia

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.