…На борт линкора прибывает советская делегация во главе с генерал-лейтенантом Кузьмой Николаевичем Деревянко. Его сопровождают: генерал-майор авиации
Неожиданно из толпы корреспондентов, продираясь сквозь цепкий кордон военной полиции, к Деревянко подбегает человек с фотоаппаратом. Генерал тут же опознает в «нарушителе» легендарного фотокорра «Правды» Виктора Тёмина.
…«Мне не дают места для съёмки!» – прошептал Тёмин, догоняя Деревянко...
2 сентября 1945-го года на одном из американских кораблей, стоявших в Токийской бухте, царило необычайное оживление. На палубе линкора «Миссури» готовились к церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции Японии во Второй Мировой войне. Все взоры были устремлены к столу, установленному в центре палубы. По одну его сторону должны были расположиться представители союзников- победителей (США, СССР, Китая, Англии, Австралии, Канады, Франции, Голландии, Новой Зеландии) по другую – делегация разгромленной Японии.
«Главным режиссером» всей процедуры был Верховный Главнокомандующий союзных армий генерал армии США Дуглас Макартур. Придавая особое значение «вещественным доказательствам» завершения победной войны, он приготовил для себя несколько авторучек, намереваясь использовать каждую из них для подписания Акта.
…На борт линкора прибывает советская делегация во главе с генерал-лейтенантом Кузьмой Николаевичем Деревянко. Его сопровождают: генерал-майор авиации
Неожиданно из толпы корреспондентов, продираясь сквозь цепкий кордон военной полиции, к Деревянко подбегает человек с фотоаппаратом. Генерал тут же опознает в «нарушителе» легендарного фотокорра «Правды» Виктора Тёмина.
(Того самого Тёмина, который 2 мая, с борта самолета ПО-2, яростно обстрелянного немцами, сумел сделать исторический снимок Красного знамени на вершине купола Рейхстага. В тот же день, проявив недюжинную смекалку и героизм, журналист вернулся в Москву и в считанные минуты напечатал снимок, который сразу же пошел в набор «Правды» от 3 мая. Утром 3 мая Тёмин раздавал свежий номер газеты нашим солдатам и офицерам на улицах Берлина. Потрясенные такой неслыханной оперативностью, союзники решили, что «красные» уже печатают «Правду» в Берлине…)
* * *
…Однако сейчас «вставка фитиля всем прочим» находилась под угрозой срыва. На борту «Миссури» настырному русскому – словами и жестами – объяснили, что лучшие места для съемки давно распроданы (за большие деньги) ведущим информационным агентствам мира. И что если он «позарится» на чье-то место – его могут даже выбросить за борт…
Однако, кроме законов рыночной экономики, в которой Виктор Тёмин, по понятным причинам, разбирался неважно, существовал и иной мир, в котором «блат сильнее Совнаркома» (была в те годы такая советская пословица).
…«Мне не дают места для съёмки!» – прошептал Тёмин, догоняя Деревянко.
«Идите за мной», – не оборачиваясь, скомандовал генерал. Навстречу вышел генерал армии Макартур. Деревянко, представляя ему членов советской делегации, кивнул: «А это корреспондент Виктор Тёмин, специальный фотограф Сталина…». Макартур улыбнулся и, сделав широкий жест, пригласил Тёмина занять любое удобное для него место…
…Завершил свое лицедейство с авторучками Макартур. При этом он попросил стать рядом со столом, чуть позади себя, генералов Уэйнрайта и Персиваля, недавно освобожденных из японского плена. По мысли «Главного режиссера» это должно было стать символом высшей справедливости. (Попутно заметим, что в подобной ситуации наши пленные генералы находились бы не на палубе корабля, а совсем в другом месте…).
Процедура подписания Акта подходила к концу. Последним поставил свою подпись Генерал-лейтенант Красной Армии – Кузьма Николаевич Деревянко.
Щелкнул затвор фотоаппарата.
Вторая Мировая война закончилась…
Фото В.А.Тёмина.
* * *
Источники фото:
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Douglas_MacArthur_signs_formal_surrender.jpg
http://www.freedomdocuments.com/PICS/S7_USSR.JPG