Судьба художника

Для Бориса Иосифовича Жутовского декабрь-2012 связан, как минимум, с двумя юбилеями.

1 декабря 1962-го года, т.е. ровно 50 лет назад, тогдашний руководитель партии и страны, Никита Сергеевич Хрущев, посетил художественную выставку, открывшуюся в московском Манеже. Она была приурочена к 30-летнему юбилею МОСХа (Московского отделения Союза художников СССР). Чуть позже остряки назовут этот визит «кровоизлиянием в МОСХ».

…Заканчивался очень трудный для страны год. Новочеркасск, Карибский кризис, другие важнейшие внутренние и международные проблемы, требовали быстрого и адекватного реагирования. Настроение у «Хозяина» было неважное. Этим умело воспользовалась многочисленная придворная челядь, состоявшая на этот раз из высокопоставленных партийных сановников и руководителей Союза художников, каждый из которых «имел свой интерес» в том, чтобы вывести непредсказуемого «Никиту» из шаткого равновесия и подтолкнуть его к принятию «назревших» решений.

Б.И. Жутовский. Автопортрет. 1962.

В начале «высочайшего» осмотра крупно не повезло художнику-авангардисту Борису Жутовскому. Гостей подвели к его «Автопортрету»...

Для Бориса Иосифовича Жутовского декабрь-2012 связан, как минимум, с двумя юбилеями.

1 декабря 1962-го года, т.е. ровно 50 лет назад, тогдашний руководитель партии и страны, Никита Сергеевич Хрущев, посетил художественную выставку, открывшуюся в московском Манеже. Она была приурочена к 30-летнему юбилею МОСХа (Московского отделения Союза художников СССР). Чуть позже остряки назовут этот визит «кровоизлиянием в МОСХ».

…Заканчивался очень трудный для страны год. Новочеркасск, Карибский кризис, другие важнейшие внутренние и международные проблемы, требовали быстрого и адекватного реагирования. Настроение у «Хозяина» было неважное. Этим умело воспользовалась многочисленная придворная челядь, состоявшая на этот раз из высокопоставленных партийных сановников и руководителей Союза художников, каждый из которых «имел свой интерес» в том, чтобы вывести непредсказуемого «Никиту» из шаткого равновесия и подтолкнуть его к принятию «назревших» решений.

В начале «высочайшего» осмотра крупно не повезло художнику-авангардисту Борису Жутовскому. Гостей подвели к его «Автопортрету».

Б.И. Жутовский. Автопортрет. 1962.

– Кто автор, где он, как его зовут?
– Меня зовут Борис Жутовский.
– Ты кого нарисовал, Жутовский? Самого себя? Видать, ты тоже из этих… абстракцистов! Ты изобразил урода! От твоего автопортрета напугаться можно. (Обращаясь к окружающим) – Как только не совестно человеку тратить свои силы на такое безобразие. Как же так, человек закончил советскую среднюю школу, институт, на него затрачены народные деньги, он ест народный хлеб. А чем же он отплачивает народу, рабочим и крестьянам за те средства, которые они затратили на его образование, за те блага, которые они дают ему сейчас, - вот таким автопортретом, этой мерзостью и жутью? Таких как ты сажать надо и посылать на лесоповал! Тебе сколько лет?
– Пока 29. Я мастер спорта по альпинизму. На лесоповале уже работал…

1 декабря 1962. Манеж.
В центре, слева от Н.С. Хрущева – Б.И. Жутовский.
Справа – главный «партийный идеолог» - М.А. Суслов.

…Неожиданно для всех Хрущев как-то неловко и поспешно пожал руку «абстракцисту» и стремительно направился в следующий зал.

В дверях его встретил скульптор Эрнст Неизвестный, в прошлом – боевой офицер, десантник, орденоносец.

– Ты тоже пидарас? – обратился к нему Хрущев.
– Никак нет, Никита Сергеевич, – весело и молодцевато ответил его собеседник. Дайте мне девушку, и я всем докажу, кто я такой.

Хрущеву это понравилось. Поток его брани как-то иссяк, и, к ужасу своего окружения, он стал внимательно слушать объяснения Неизвестного о творческом методе Пабло Пикассо, других выдающихся мастеров, близким по духу к идеям гуманизма и социализма.

– В этом человеке есть дьявол и ангел, — заключил Хрущев. — Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем… (Через 10 лет, по инициативе родных и близких бывшего советского лидера, Эрнст Неизвестный создаст свой знаменитый надгробный памятник на могиле Н.С. Хрущева)…

1 декабря 1962. Манеж.
Скульптор Эрнст Неизвестный и Н.С. Хрущев.

* * *

Не следует думать, что подобные культурно-эстетические предпочтения были свойственны одним только «тупым коммунистическим вожакам».

Свидетельствует писатель Илья Эренбург (книга воспоминаний «Люди, годы, жизнь»):

«Я принес газету, в которой была напечатана заметка под заглавием «Черчилль и Пикассо». Пикассо попросил прочитать ее вслух. В заметке говорилось о завтраке, устроенном президентом Английской академии художеств Альфредом Меннингсоном, на котором присутствовали Черчилль и маршал Монтгомери. Президент в своем тосте ополчился на современную живопись, особенно на Пикассо и Матисса: «Они не могут нарисовать дерево. Кстати, г. Уинстон Черчилль разделяет мое мнение. Недавно во время прогулки он обратился ко мне с вопросом: «Послушайте, Альфред, если мы сейчас встретим Пикассо, поможете ли вы дать ему ногой в зад?» Я ответил: «Разумеется». Пикассо сделал вид, что он испугался: «Хорошо, что я не в Лондоне… Их ведь двое. А вдруг и маршал бы присоединился…».

* * *

…15 апреля 1971-го года. Последний, как оказалось, день рождения Никиты Сергеевича Хрущева. Он обращается к одному из своих гостей:

«Борис, ты на меня не сердись. Я ведь как в Манеж попал? Меня туда завезли, как главу государства. И вот, водят меня там, картины показывают, а один из больших художников мне на ухо шепчет: «Сталина на них нет». Я на него так разозлился, а стал кричать на вас. А потом люди этим воспользовались».

15 апреля 1971. Б.И. Жутовский и Н.С. Хрущев.

* * *

Тот памятный «декабрьский погром» каким-то причудливым образом отразился на дальнейшей судьбе художника.

«Для меня это событие стало векселем, – вспоминает Борис Жутовский. – Потому что я тогда умел мало, сделал мало. Мне было 29 лет. У меня было ощущение, что это вексель. Меня ругали за то, чего не было, меня ругали за то, что я не очень умел, меня ругали за то, что им казалось».

После того, как выставки внутри Союза стали для художника недоступными, перед ним широко распахнули свои двери художественные галереи и музеи по всему миру. А на родине – он неожиданно «нашел себя» в новом качестве - книжного художника-иллюстратора. Именно «по совокупности» этих работ, в 1969-м году Б.И. Жутовский был, наконец, принят в Союз художников СССР.

Он является автором знаменитой серии портретов выдающихся деятелей СССР и России 20-го века «Последние люди империи».

Б.И. Жутовский в своей мастерской с портретом З.Е. Гердта.

Б.И. Жутовский. Портрет А.И. Райкина.

Б.И. Жутовский. Портрет академика А.Д. Сахарова.

Б.И. Жутовский. Портрет академика П.Л. Капицы.

* * *

В начале этих заметок говорилось о двух юбилеях. Какой же второй?

14 декабря 2012-го года Борису Иосифовичу Жутовскому исполнилось 80 лет.

С юбилеем Вас, дорогой Маэстро!

Источники иллюстраций:
http://blog.imhonet.ru/author/vpratus/post/6243537/
http://www.rg.ru/2011/12/13/zhutovskiy.html
http://newtimes.ru/articles/detail/60888/
http://22-91.ru/foto-vremen-sovetskogo-soyuza/khrushhev-i-ehrnst-neizvestnyjj-na-vystavke-v-manezhe-3523.htm

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.