В Ростове-на-Дону, на пересечении Пушкинской улицы и переулка Семашко, находится «Дом градоначальника И.Н. Зворыкина». После революции (о чем свидетельствует мемориальная доска) - в нем поселился известный советский драматург Владимир Киршон.
Эту доску наверняка скоро снимут... Очередной ремонт, в духе новых веяний…
Ничто не вечно в этом мире… Ничто – кроме неожиданно и нечаянно написанного когда-то – одного-единственного – прекрасного стихотворения…
110 лет со дня рождения Владимира Михайловича Киршона (1902-1938) – советского писателя, критика и драматурга.
В наши дни это имя почти забыто (о слове «почти» см. далее). А в 20-е и 30-е годы прошлого века оно было очень широко известно. Еще бы – один из руководителей всесильного РАППа – (Российской Ассоциации пролетарских писателей). Именно «рапповцы» в своих зубодробительных опусах делили литераторов на «чужих», «своих» (то бишь – рабоче-крестьянских) и на промежуточных «попутчиков». К последним, по их понятиям, относился даже Владимир Маяковский. Свои теории новая литературная жандармерия частенько подкрепляла «практикой» - примерами того, как надо писать в «эпоху великого Сталина». По всему Союзу шла пьеса Киршона «Хлеб» - невнятная, маловразумительная драма, скроенная, однако, по самым современным «пролетарским» лекалам. Поначалу, над автором и его произведением пытались даже подшучивать:
«С хлебом вопрос абсолютно решен, его выпекает шекспекарь Киршон», — веселился поэт-юморист Архангельский. Но вскоре про шутки и веселье по отношению к Киршону и его гвардии пришлось забыть: эти люди оказались… ну, очень способными. Способными на все…
Не учли они только, что близость к жерновам «Великого перелома» окажется для них роковой. Человек с трубкой уже рассматривал самых преданных опричников через свой всевидящий прицел.
Вскоре загремели выстрелы. «Промахов» не было…
...А пока – шел 1935-й год. Жизнь била ключом. Для театра Вахтангова Киршон сочинил очередную проходную комедию – «День рождения». Музыку для нее написал молодой, подающий большие надежды композитор – Тихон Хренников. В одной из песен этой пьесы были такие слова:
Я спросил у ясеня:
Где моя любимая?..
Ясень не ответил мне,
Качая головой.
Я спросил у тополя:
Где моя любимая?..
Тополь забросал меня
Осеннею листвой.
Я спросил у осени:
Где моя любимая?..
Осень мне ответила
Проливным дождём.
У дождя я спрашивал:
Где моя любимая?..
Долго дождик слёзы лил
За моим окном.
Я спросил у месяца:
Где моя любимая?..
Месяц скрылся в облаке,
Не ответил мне.
Я спросил у облака:
Где моя любимая?..
Облако растаяло
В небесной синеве.
Друг ты мой единственный,
Где моя любимая?
Ты скажи, где скрылася,
Знаешь, где она?..
Друг ответил преданный,
Друг ответил искренний:
Была тебе любимая,
А стала мне жена…
- Ноты этой песенки у меня не сохранились, — рассказал впоследствии Хренников. — Может, где-то в архиве Вахтанговского театра они есть? У меня было повеселей, чем у Таривердиева. Там это была ироническая песня…
…28 июля 1938 года Киршона расстреляли, в 1956-м, после исторического ХХ съезда партии – реабилитировали. Через год вышел однотомник его пьес.
Их стали ставить, но вскоре отказались от этого проекта – ледоход наступавшей оттепели уносил их все дальше в прошлое, к которому, казалось, нет возврата. Песню про ясень, однако, запомнил молодой кинорежиссер Эльдар Рязанов – знаток и тонкий ценитель настоящей поэзии. Она сделалась его своеобразной «домашней заготовкой», которая и «сработала» спустя много лет в «Иронии судьбы». В новом музыкальном обрамлении (композитор – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Сергей Никитин) стихи Владимира Киршона сразу же «пошли в народ», сделавшись объектом многочисленных пародий.
Студенты журфака МГУ спрашивали у своего декана, Ясена Засурского: «Я спросил у Ясена – где моя стипендия?». Интервью известного экономиста Евгения Ясина, словно по команде, украсились однообразными и легко предсказуемыми заголовками: «Я спросил у Ясина». В Израиле, после одного из терактов, родились строчки: «Я спросил у Ясира…». Народ, способный на такое, победить невозможно.
* * *
В Ростове-на-Дону, на пересечении Пушкинской улицы и переулка Семашко, находится «Дом градоначальника И.Н. Зворыкина». После революции (о чем свидетельствует мемориальная доска) - в нем поселился известный советский драматург Владимир Киршон. Однако, в наши дни, по иронии судьбы (ох, уж эта «ирония судьбы») дом вновь используется по своему «прямому» назначению…
А мемориальная доска… Скорее всего, ее снимут. Очередной ремонт, в духе новых веяний…
Ничто не вечно в этом мире…
Ничто – кроме неожиданно и нечаянно написанного когда-то – одного-единственного – прекрасного стихотворения…
Источники фото:
http://www.temernik.ru/gallery/displayimage.php?album=56&pos=4
Фото Бушкова А.Я.
http://vilavi.ru/pes/080111/080111.shtml