Он был частью того поколения, тех мальчиков, о которых пел Окуджава: «Постарайтесь вернуться назад…». Ростоцкий вернулся живым. Искалеченным, без ноги, но живым. Вернулся в то искусство, о котором мечтал еще до войны.
90 лет назад, 21 апреля 1922 года, родился Станислав Иосифович Ростоцкий – выдающийся советский кинорежиссер.
Он был частью того поколения, тех мальчиков, о которых пел Окуджава: «Постарайтесь вернуться назад…». Ростоцкий вернулся живым. Искалеченным, без ноги, но живым. Вернулся в то искусство, о котором мечтал еще до войны.
Если бы он снял всего две картины – «Доживем до понедельника» и «А зори здесь тихие…» - его имя, как принято говорить, было бы вписано золотыми буквами в историю советского и мирового кино. Но ведь был еще «Белый Бим», были и другие замечательные фильмы - «На семи ветрах», «Майские звезды», «Дело было в Пенькове», также ставшие классикой отечественного киноискусства.
Ростоцкий был режиссером для зрителя, которому доверял и на которого очень надеялся.
Прозрачная глубина его лент была доступна каждому человеку. И тому, кому ближе чередование сцен «мира» и «войны» в «Зорях». И тому, кто откликался на одну из экранных композиций этого фильма, напоминающую «Над вечным покоем» Левитана.
С этой, может быть не до конца осознанной ассоциацией, зритель втягивался в нехитрую, вроде бы, канву фильма, в один из «боев местного значения».
А знаменитая «обнаженка» - сцена в бане? Этот эпизод, органично встроенный в фильм, был, как воздух, необходим режиссеру: смотрите, эти прекрасные женские тела скоро будут рвать на куски пули и гранаты… Но… против обнаженной груди грудью встало наше славное титулованное чиновничество. Положение спас сентиментальный генсек Леонид Ильич Брежнев. Прослезившись, он дал высочайшее добро, и гениальное кино встретилось, к счастью, со своим зрителем. Автор одноименной повести, писатель Борис Васильев, так говорил о постановщике фильма: «У Ростоцкого удивительная способность сострадать, чувствовать чужую боль как свою. Он ставил фильм о себе самом и о своих сверстниках, не доживших до Победы, о своих друзьях. Он поставил очень личную картину».
С этой оценкой невольно перекликается знаменитый монолог учителя истории Мельникова из «Доживем до понедельника», в котором педагог вдохновенно рассказывал старшеклассникам о подвиге лейтенанта Шмидта. Над этой картиной, снятой в рекордные сроки – три месяца – Дамоклов меч просто не успели повесить: выручил Всесоюзный съезд учителей, вполне разобравшийся в том, что речь в фильме идет не столько о школе и школьных проблемах, сколько о проблемах всего общества.
В последние годы жизни Станислав Иосифович почти ничего не снимал. Не сумел «вписаться» в новые жизненные обстоятельства, да и собратья по цеху, прорвавшиеся в высокие начальники, перестали «жаловать» человека, столь обремененного самыми престижными советскими регалиями. В его светлой улыбке рыцаря-романтика, берущей свое начало, наверное, в польских корнях, появилась какая-то иная, грустная нота… Не мог он, человек, дававший людям свет и надежду, переключиться на «чернуху» нового времени.
В этот период, как и всегда, рядом с Ростоцким была его жена Нина Евгеньевна Меньшикова, талантливая актриса, знакомая зрителям по роли «русистки» Светланы Михайловны из «Доживем до понедельника». Обращаясь к ней из своего дачного рыбацкого домика, он писал: «До 2000-го года я хочу с тобой дожить, да поможет нам природа перестройку пережить…».
Станислав Иосифович Ростоцкий скоропостижно скончался в августе 2001-го года, направляясь на кинофестиваль в Выборг.
Счастье – это когда тебя понимают – говорил один из героев «Доживем до понедельника». Наверное, С.И.Ростоцкий был счастливым человеком. Его понимала и любила огромная страна. Будем надеяться, что и новые поколения зрителей узнают, поймут и оценят замечательные фильмы Станислава Ростоцкого.